Семинар




Следующий семинар
состоится в сентябре
2017г.
Тема и дата проведения
будут объявлены
дополнительно

г.Киeв-34,
ул.Владимирская, 45-а

Киевский дом учёных

новый сайт

Письмо МОО “Украинское Рериховское общество” в Министерство культуры РФ в связи с проведением 16.02.2016 г. заседания коллегии МК РФ по вопросу создания государственного музея семьи Рерихов в усадьбе Лопухиных

Письмо МОО “Украинское Рериховское общество” в Министерство культуры РФ в связи с проведением 16.02.2016 г. заседания коллегии МК РФ по вопросу создания государственного музея семьи Рерихов в усадьбе Лопухиных

На коллегию Министерства культуры РФ

Копии: Министру культуры РФ В.Р. Мединскому
Первому заместителю председателя комиссии
по культуре Общественной палаты РФ М.Ю.Лермонтову

Уважаемые члены коллегии!

Мы – Международная общественная организация, коллективный член Международного Центра Рерихов (МЦР), как и вся культурная общественность мира, очень обеспокоены ситуацией, которая сложилась вокруг Международного Центра Рерихов и Центра-Музея имени Н.К.Рериха в Москве.

Нам стало известно, что 16.02.2016 года планируется проведение заседание коллегии Министерства культуры РФ. Один из вопросов повестки дня: «О проекте концепции Музея семьи Рерихов». Так же нам известно, что предлагаемая к рассмотрению концепция государственного музея Рерихов разработана руководством Государственного музея Востока (ГМВ), а представители крупнейшего в мире, существующего более 25 лет и плодотворно работающего общественного Центра-Музея имени Н.К.Рериха (МЦР) даже не приглашены на это заседание. Мы знаем историю отношения Государственного музея Востока к общественному Музею, расположенному в усадьбе Лопухиных, которая недавно была передана правительством Москвы в собственность Росимуществу, а новым собственником тут же передана под оперативное управление ГМВ. Эту историю можно охарактеризовать как стремление любым способом уничтожить общественный Музей и завладеть как усадьбой, так и наследием Рерихов, переданным этому Музею младшим сыном Рерихов Святославом Николаевичем.

Для осуществления этой цели в ход пускались средства, далекие от культуры, искусства, творчества. Среди них ложь, клевета и создание самых различных мифов. Один из них – это якобы незаконное владение Международным Центром Рерихов частью наследия, переданного С.Н.Рерихом Советскому фонду Рерихов (СФР). Вопрос о правопреемственности МЦР неоднократно рассматривался в судах и решения по нему принимались самые полярные, что, к сожалению, подтверждает народную мудрость: «закон что дышло – куда повернул, туда и вышло». Мы знакомы со всеми документами по данному вопросу, имеющимися в распоряжении МЦР, в том числе с подлинником нотариально заверенного подтверждения С.Н.Рериха о том, что МЦР является правопреемником СФР [1], и, являясь живыми свидетелями становления уникального Центра-Музея с момента его основания в 1989 году, можем утверждать: СФР и МЦР – это одна и та же организация, которой до конца своих дней в августе прошлого года руководила Л.В.Шапошникова.

Это ясно людям, которые знают всю доподлинную историю передачи наследия Рерихов на Родину, встреч Рериха-младшего с М.С.Горбачевым, выбора усадьбы под музей, знают о гарантиях государства, данных С.Н.Рериху как условие передачи наследия в Россию. Ясно тем, кто читал программную статью С.Н.Рериха «Медлить нельзя», в которой ясно сформулирована концепция именно общественного Центра-Музея имени Н.К.Рериха, и выбран руководитель – директор общественного музея Людмила Васильевна Шапошникова, которая и привезла уникальное наследие из Индии (тогда же обнаружилась оппозиция – «отдел захвата наследия Рерихов»). После распада СССР Святослав Рерих в полном здравии и ясном сознании создал Международный Центр Рерихов, переименовав таким образом Советский фонд Рерихов. Мы – живые свидетели этого преобразования советского фонда в международную организацию. Обо всем этом Людмила Васильевна написала в своих книгах «Меч Мира», «Сожжение тьмы», «Свет и тернии Космического пути планеты Земля». И семь томов издания «Защитим Имя и Наследие Рерихов» содержат подлинную историю борьбы Международного Центра Рерихов за свой общественный Музей.

Следует отметить, что уникальность Центра-Музея имени Н.К.Рериха в первую очередь заключается в том, что он создан в соответствии с концепцией С.Н. Рериха на основе идей философии космической реальности – Живой Этики. Воплощение ее было блестяще осуществлено Людмилой Васильевной Шапошниковой – доверенным лицом Святослава Рериха. Именно эта концепция космизма Живой Этики стала камнем преткновения в борьбе старого материалистического мышления с новым энергетическим мышлением, представленным в творчестве и деятельности всей семьи Рерихов, что выразилось в противостоянии и противодействии со стороны государственных структур деятельности растущего общественного Музея.

Поэтому не МЦР «дискредитировал себя конфронтацией» с государственными органами культуры Российской Федерации и некими рериховскими обществами, как пытаются утверждать представители музея Востока, а именно эти органы, так же как и некоторые рериховские организации, выступали с начала 90-х годов и выступают сейчас против Международного Центра Рерихов, руководство которого всегда стремилось сотрудничать на ниве культуры с любыми структурами и организациями. Но при этом всегда твердо отстаивало основные принципиальные моменты. И главный из них – неукоснительное соблюдение воли своего основателя и дарителя С.Н.Рериха. Как в части общественного статуса Музея, так и относительно тех картин (С.Н. и Н.К.Рерихов), которые Святослав Николаевич в свое время передал под опеку Советского Правительства для проведения выставок, и которые сразу после его ухода с земного плана были незаконно включены ГМВ в свой фонд.

Еще один миф, рожденный в недрах Музея Востока, заключается в обвинении МЦР в том, что он не способен организовать деятельность своего общественного Музея на современном уровне и обеспечить должное научное изучение наследия Рерихов. Наверно под «современными технологиями» авторы понимают те, что были использованы на мультимедийной выставке «Николай Рерих. Держава Света», которую ГМВ совместно с Министерством культуры открыл в январе 2016 года в Брюсселе. По этому поводу можно сказать лишь одно: наилучший способ уничтожить глубинную суть творчества художника – это лишить его картины целостности, разделив на отдельные фрагменты, а затем перемешать их в непонятном порядке, быстрым мельканием фрагментов не давая зрителю возможности понять, какая часть к чему относится. Такие технологии не рождают нового творческого восприятия, а являются антитезой культуре.

Можно утверждать, что именно в общественном Музее имени Н.К.Рериха реализованы самые современные подходы и технологии. Выбранная Святославом Рерихом в 1989 году Усадьба Лопухиных – памятник архитектуры ХVII–XIX веков – была в аварийном состоянии. Я как архитектор и художественный руководитель музея в 1996 –1997 годах являюсь свидетелем того, что собой представлял этот памятник, и с полной ответственностью могу сказать, что только основанный на космичности философского наследия Рерихов подход к реставрации дал новую жизнь не только зданию, но и тем творческим идеям, которые воплотились в экспозиции как магнит будущего расцвета России и всего Мира. Также должен сказать, что критика Т.Мкртычевым и А.Седовым экспозиции общественного Музея имени Н.К.Рериха – поверхностная и явно предвзятая и не заслуживает серьезного внимания. Эти люди, по-видимому, никогда не были в музее Рериха в МЦР, никогда не читали книг Л.В.Шапошниковой и слабо себе представляют космическую концепцию музея Рериха, которую Людмила Васильевна воплотила в жизнь согласно основанной на идеях Живой Этики концепции Святослава Рериха. Уровень современности, эстетика, оборудование, качество дизайна, которыми отличается экспозиция Музея имени Н.К.Рериха, музею Востока и не снились. По-видимому, это и вызывает зависть и озлобление сотрудников Государственного музея Востока.

Что касается научного изучения творчества Рерихов, то в рамках предлагаемой концепции государственного музея такое изучение ограничивается только искусствоведческими аспектами, в то время как существующий общественный Музей имени Н.К.Рериха проводит самое широкое научное исследование и популяризацию всего наследия Рерихов – научного, литературного, художественного, философского, а также беспрецедентной общественной и миротворческой деятельности Рерихов. Заявления руководства Государственного музея Востока, что «Деятельность МЦР играет негативную роль в представлении наследия семьи Рерихов» есть самая настоящая клевета! Впервые в Музее имени Н.К.Рериха творческое наследие Рерихов представлено целостно, в комплексе с его философской сутью, определяемой Учением Живой Этики. На этом настаивал Святослав Рерих. Центр-Музей – это новое явление нашего времени в науке, философии и искусстве. Людмила Васильевна Шапошникова под руководством своего Учителя Святослава Рериха и разрабатывала те направления науки, философии и искусства, которые заложены в Учении Живой Этики. И вряд ли кому-то еще это под силу, тем более музею Востока и тем идеологам, которые хотят создать государственный музей Рерихов согласно своей концепции. Они утверждают: «Создание государственного музея Рерихов в усадьбе Лопухиных откроет новую страницу в публичном представлении наследия семьи Рерихов». Но это циничная ложь! Даже если бы они захотели, то не смогли бы, потому, что для этого нужно было бы воскресить Святослава Николаевича и Людмилу Васильевну, что невозможно. В истинном творчестве всё очень конкретно и неповторимо. Можно только продолжать и развивать то, что создали Великие. А карлики невежества могут только захватить и разрушить, оклеветать и унизить, раскритиковать и исказить.

Особо следует отметить развёрнутый на всех континентах проект «Пакт Рериха. История и современность», который возник по инициативе Генерального директора Центра-Музея имени Н.К. Рериха Людмилы Шапошниковой и напоминает миру и человечеству об актуальности идеи Николая Рериха «Мир через Культуру» в наше беспокойное время. С большим воодушевлением проходят мероприятия и выставки, посвящённые этой тематике и организованные Международным Центром Рериха, на разных континентах: Азии, Америки, Европы и в самых высоких учреждениях мира, таких как ООН и Юнеско. Прислушаемся также к словам Генерального Секретаря ООН Пан Ги Муна: «Эта выставка отдаёт должное новаторской идее Пакта Рериха и свидетельствует о нашей решимости продвигать эту идею вперед. Я хочу поблагодарить Международный Центр Рерихов за организацию этой вдохновляющей выставки. Я призываю Правительства и народы во всем мире объединить усилия, чтобы защитить наше общее наследие и всё человечество».

Воистину, МЦР – явление планетарного масштаба.

Казалось бы, что еще можно пожелать – радоваться и по возможности помогать успешно действующему учреждению Культуры. Но не тут-то было: «Светлый Град – врагам озлобление». Врагов оказалось достаточно, и они пытаются разрушить то, что является гордостью страны и надеждой Мира. Поразительно как светлое воодушевление окрыляет одних и в то же время озлобляет тех, других, кому свет затмевает разум и они в невежестве своём готовы разрушать даже под Знаменем Мира. Самое страшное, что враг маскируется под ликами благородных и миротворцев. Грустно от того, что всё происходит на глазах всего просвещенного мирового сообщества, даже ООН и ЮНЕСКО. Значит, с миром что-то неладно. Значит, тьма имеет возможности пользоваться механизмами государств. Значит, что эти механизмы не защищены. Но может ли кто-либо заставить человека делать зло? Даже если это высокий чиновник? Скорее это добровольное дело каждого. Значит, от каждого из нас зависит делать добро или зло.

Всем понятно, что Усадьба Лопухиных и Центр-Музей имени Н.К.Рериха – неразрывное целое. Выселение Музея из Усадьбы равносильно разрушению главного – всего того, что было вложено в него как материально так и духовно. Не будем углубляться в историческую и метаисторическую ценность Рериховского наследия как такового, об этом достаточно можно прочесть в изданиях МЦР и других изданиях, скажем только о том, сколько труда и энтузиазма вложено в этот памятник общественностью не только России, многих стран мира. Может ли государство, которое не вложило ни копейки денег, забрать его даже через суд? Это будет узаконенным ограблением. Может ли Министерство Культуры в лице министра и чиновников бороться против общественной формы Культуры? Не должно! Может и обязано только помогать!

И еще об одном заявлении представителей Государственного музея Востока: «Цель передачи усадьбы ГМВ – создание государственного музея Рерихов» – лукавая ложь и подмена! У государства была возможность это сделать, как было обещано Юрию Рериху в 1957 году. На условиях создания музея Николая Рериха он передал государству свою часть наследия – около 500 картин Н.К. Рериха и брата Святослава, библиотеку и прочие ценности. Цельность этой части наследия была нарушена – оно было разбросано по всем музеям СССР.

Создание государственного Музея семьи Рерихов остается актуальным и в наше время. Но не за счет разрушения или выселения из Усадьбы Лопухиных существующего и прекрасно функционирующего общественного Музея. Благодаря самой широкой общественной поддержке Музей имени Н.К.Рериха в трудных условиях отсутствия финансирования со стороны государства, не останавливает свои культурные программы, самая масштабная из которых – это продолжающий свое продвижение проект «Пакт Рериха. История и современность», осуществляет научную, популяризаторскую и публикаторскую деятельность, демонстрируя жизненность и эффективность общественной формы Культуры. В связи с этим мы просим все заинтересованные стороны сохранить то, что уже служит на благо культуры России и Мира и найти для государственного Музея семьи Рерихов другое помещение.

Обращаемся к тем, кто ещё не огрубел сердцем, и надеемся на Вашу мудрость, уважительное отношение к воле великого художника и общественного деятеля Святослава Рериха, к памяти выдающейся русской женщины Людмилы Шапошниковой, которая создала уникальное явление планетарного значения. Чисто по-человечески, окажем всяческую поддержку тем начинаниям, которые были заложены всеми Рерихами как всечеловеческое Благо в имя выживания и продвижения в будущее всех народов согласно рериховской концепции Культуры: «Единство в разнообразии». Человечество обязано научиться жить в уважении к культурному разнообразию мира. Воистину «Мир через Культуру!».

В связи с этим убедительно просим всех сочувствующих стать на защиту общественного музея имени Н.К.Рериха, и все вместе разом не дадим врагам воспользоваться государственным механизмом для своих разрушительных целей. Зачем разрушать то, что таким трудом создано и успешно работает?

Разнообразие форм культуры только обогащает государство, тем более Россию, которая всегда была полифонической. Пусть лучше работают и развиваются Международный Центр Рерихов и Общественный Центр-Музей имени Н.К. Рериха на радость народов России и народов мира так, как он сложился по замыслу Святослава Рериха, дарителя Наследия Рерихов, как гражданина Индии, – своей родине России. Будущее щедро отблагодарит каждого, кто защитит уникальный Центр Рерихов в Усадьбе Лопухиных в Москве в Малом Знаменском переулке, 3/5.


С большой надеждой на правильное решение
и уважением,

художник, архитектор и председатель МГО
„Украинское Рериховское общество ” –
коллективного члена МЦР

В.А. Козар



  1. См. на сайте МЦР: www.icr.su/rus/protection/heritage/danger/dop/index.php