Семинар




Следующий семинар
состоится в сентябре
2017г.
Тема и дата проведения
будут объявлены
дополнительно

г.Киeв-34,
ул.Владимирская, 45-а

Киевский дом учёных

новый сайт

Космические законы в картинах Николая Рериха
Космические законы в картинах Николая Рериха

25 декабря в Киевском Доме ученых НАН Украины состоялся семинар «Космические законы в картинах Николая Рериха», на котором были рассмотрены вопросы о реализации Космического Права на планете Земля через творчество видающегося художника Николая Константиновича Рериха.

В своем выступлении заместитель Председателя Украинского Рериховского общества, кандидат технических наук Татьяна Сергеева отметила, что картины Н.К.Рериха являются своеобразными иллюстрациями Учения Живой Этики. В своих трудах Л.В.Шапошникова показала, что Н.К.Рерих владел особым творческим видением. Он описывал в литературных трудах и исторических картинах минувшие эпохи так достоверно и с такими деталями, как будто сам там присутствовал. Это можно увидеть в его работах «На кургане» (1898), «Из Варяг в Греки» (1900 ), и во многих других картинах, начиная с его дипломной работы «Гонец. Восстал род на род» (1897). Это свидетельствует о проникновении художника в то информационное пространство, где время не дифференцировано, а прошлое, настоящее и будущее существуют одновременно. Постепенно в творчестве Николая Рериха стали появляться картины про какую-то иную, неземную реальность. «В то же время у Рериха появились картины, сюжеты которых были таинственны и загадочны, – сказала Л.В.Шапошникова в докладе «Земной маршрут космической эволюции», – В них иное пространство, где время остановилось и как бы превратилось в вечность. За ними стояла какая-то неведомая и еще не познанная реальность. Их три: «Сокровище Ангелов» (1905), «Владыки нездешние» (1907) и «Книга Голубиная» (1911). Потом выяснится, что эти картины послужили началом того, что сам Николай Константинович назвал «помимо историков», и что сыграло в его жизни как художника и историка важнейшую роль». Эту «историю помимо историков» Людмила Васильевна назвала метаисторей. Она отмечает: «Метаисторический процесс «помимо историков» действовал в полном согласии с космической эволюцией и творил свои образы через духовное поле великого художника». То есть, можно сказать, что реализуя Космические законы через духовное пространство Николая Константиновича, через его творчество, Космическая эволюция осуществляла Космическое Право на планете Земля.

Космические законы в картинах Николая Рериха

В своем творчестве Н.К.Рерих всегда опирался на все Великие Космические Законы, как и каждый настоящий творец. Сначала это происходило интуитивно (и так происходит с большинством творцов), потом, когда в жизни Рерихов появился Учитель, следование Космическим законам и использование их в жизни и творчестве стало осознанным. Как творец, Рерих постоянно пребывал в контакте с Космосом и с молодых лет ощущал свое единство с ним – «космическую близость», как он сам это сформулировал. Этот Великий Космический закон единства он отобразил в своих картинах. Например, в одной из ранних картин „Каменный век. Зов солнца”, которая воспринимается как вселенский гимн космическому огню, перерастающему у Рериха в торжество жизни, духовное восхождение человечества по первым ступеням культуры. Николай Константинович пишет про эти «великие ритмы человеческих устремлений» в очерке «Весна Священная» в 1930-ом году. А в 1945-ом году он создает картину с таким же названием. В ней, как и во многих других картинах, тоже звучит эта «космическая близость» – единение человека с природой, с Космосом. «Созидательное устремление духа, радость прекрасным законам природы и героическое самопожертвование, конечно, являются основными чувствованиями «Весны Священной»», – пишет об этом сюжете Николай Константинович.

Про связь творца с Космосом свидетельствуют его картины, которые называют пророческими. Например, картины, созданные между 1911 та 1914 годами. Они создавались на основе видений, озарений, снов – то есть на основе проникновения в тонко вибрационное информационное пространство Вселенной на внутреннем, духовном уровне, интуитивно. Как пишет Людмила Васильевна, понять эти картины можно было только после того, как они реализовались в земном пространстве. Это такие картины как: «Небесный бой», «Ангел Последний», «Меч мужества», «Вестник», «Зарево», «Дела человеческие», «Короны».

Противоборство света и тьмы, как одна из ведущих тем творчества Рериха, является отображением одного из проявлений Великого Космического закона двойственности. Великий космический закон «Высшее в эволюции ведет низшее» нашел свое отображение в сериях картин Н.К.Рериха «Его страна», «Знамёна Востока», «Майтрейя». Но главный Космический закон, который охватывает все творчество Николая Рериха – это закон Красоты как силы, которая внутренне, на духовном уровне, преображает человека и мир около него. «Красота, Любовь, Действие» – эти слова были его лозунгом, с которым он вышел на маршрут Центрально-Азиатской экспедиции. Об этом свидетельствуют письма будущим сотрудникам, написанные Рерихом в 21-м – 25-м годах прошлого столетия. «Осознание Красоты спасет мир», – эта фраза Рериха, как факел, освещала всю его жизнь.

Выступление сопровождалось показом слайдов картин Н.К.Рериха.

Космические законы в картинах Николая Рериха

В семинаре также приняла участие заведующая сектором архивов выдающихся личностей НЦНК "Музей Ивана Гончара" Юлия Патлань, которая подготовила краткое сообщение и слайд-композицию к 60-летию со дня смерти писателя-символиста Василия Ерошенко (1890-1952). Василий Яковлевич известен своей жизнью в странах Западной Европы и Востока – Англии, Японии, Сиаме, Бирме, Индии, Китае, Средней Азии... В 1920-х годах в Японии и Китае были изданы его книги на японском языке и эсперанто. Наше восхищение жизненными путями этой удивительной личности стократ возрастает, если учесть его полную слепоту с 4-х лет. Опираясь на картину Н.К. Рериха "Слепой" как на соединительное звено двух частей семинара, Юлия отметила, что у семьи Рерихов и Василия Ерошенко были общие знакомые на Востоке, а символические сказки и интерес к духовной жизни и культуре Востока – это проявления уникального периода развития и расцвета русского символизма и космизма конца 19-го – начала 20-го веков, эпохи "духовной революции" и расширения сознания. Едва ли не впервые в таком объеме были показаны редкие фото и портреты В.Я. Ерошенко, а также подборка обложек его книг, изданных в Японии, Китае, Корее, СССР, в России и Украине.

Космические законы в картинах Николая Рериха

На семинаре «Космические законы в картинах Николая Рериха.»