Семинар

Вторник,
16 мая 2017
Начало в 18:30

Тема:

Общественный Музей
имени Н.К.Рериха -
человечеству ориентир спасения

г.Киeв-34,
ул.Владимирская, 45-а

Киевский дом учёных

новый сайт

Срочно необходима помощь МЦР!

Дорогие друзья!

Сердечно благодарим вас за постоянную и бескорыстную помощь, которую вы ежемесячно оказываете МЦР! Эта помощь дает возможность в тяжелейших условиях выполнять намеченные ранее культурные проекты.

В связи с изменением законодательства в настоящее время для МЦР особенно важна своевременная оплата ежемесячных обязательных платежей. Плата за сентябрь составляет 650 000 рублей. Эту сумму необходимо собрать до 25 сентября 2016 года. В настоящее время собрано только 165 805 рублей, то есть меньше половины необходимой суммы.

Из-за неуплаты в установленные сроки указанной суммы начисляются пени, и общая сумма задолженности резко возрастает.

Более подробная информация о сборе средств представлена на сайте МЦР: http://www.icr.su/rus/contacts/accounts.php

Раздел «Добровольное пожертвование на поддержание жизнеобеспечения Музея имени Н.К.Рериха».

МИА-Центр сердечно просит вас:

оказать помощь МЦР в сборе необходимых средств;

распространить указанную Интернет-ссылку (с пояснением раздела), опубликовав её на сайте вашей организации и в социальных сетях, а также предоставив ее вашим друзьям.

Уверены, что общими усилиями (как это уже не раз бывало ранее) мы сможем в предельно сжатые сроки преодолеть трудности, вставшие перед МЦР.

С самыми светлыми пожеланиями и неизменной надеждой на вашу помощь,

руководитель МИА-Центра,
С.В. Скородумов

О Культуре ли моление?
О ситуации с общественно-государственным партнерством
в сфере Наследия Рерихов

Т.П.СЕРГЕЕВА
заместитель председателя МОО
«Украинское Рериховское общество» –
член Международного Центра Рерихов

О Культуре ли моление? О ситуации с общественно-государственным партнерством в сфере Наследия Рерихов

«А теперь отнеситесь бережно ко всему,
что двигает культуру. С особой признательностью
подойдите ко всему, что выявляет ступени красоты.
Ведь сейчас все это особенно трудно».

Н.К.Рерих «Адамант»

В последнее время в среде представителей Рериховского движения, культурной общественности и ряда чиновников Минкульта идут, скажем так, оживленные дискуссии относительно актуальности общественно-государственного взаимодействия и партнерства в вопросах, связанных с Наследием семьи Рерихов, и форм такого партнерства. Нет никаких сомнений, что взаимодействие, основанное на искреннем интересе к творчеству Рерихов, паритетности, взаимном уважении и обоюдном учете интересов сторон, крайне важно и необходимо – это, казалось бы, совершенно очевидно. Однако консенсус в данном важном вопросе даже не намечается. В выступлениях определенных участников обсуждений постоянно звучит забота о Культуре и наследии Рерихов как культурном достоянии России и всего мира. Но все ли стороны искренни в этой заботе? Попробуем разобраться.

Прежде всего, необходимо определить предмет и участников так называемой дискуссии. Наследие Рерихов, о котором идет речь в данном случае – это та часть Наследия, которая находится в Международном Центре Рерихов (МЦР) и составляет основу экспозиции его общественного Центра-Музея имени Н.К. Рериха. Одна сторона – это сам МЦР, поддерживающее его Международное Рериховское движение, исчисляемое тысячами участников, деятели культуры, разделяющие позицию руководства МЦР. Другая – представители госструктур в лице некоторых чиновников Министерства культуры во главе с министром В.Р. Мединским, Государственный музей Востока (ГМВ), Санкт-Петербургский государственный музей-институт семьи Рерихов (МИСР) и поддерживающая их немногочисленная часть Рериховского движения. Поскольку так сложилось, что Наследие Рерихов, МЦР и Рериховское движение неразрывно связаны, а корни современной ситуации уходят глубоко в историю формирования этой взаимосвязи, необходим небольшой экскурс в прошлое.

Нужен ли России общественный Музей имени Н.К.Рериха?!

Александр Стеценко

За Культуру приходится выносить многое. <…>
Что-то очень темное сквозит за невежественными выпадами
против Культуры. <…> И чем идеал выше,
тем больше псов его облаивают.

Н.К.Рерих

Открытие выставки «Пакт Рериха. История и современность» в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке

Открытие выставки «Пакт Рериха.
История и современность»
в штаб-квартире ООН
в Нью-Йорке (15 апреля 2015 г.)

С большим волнением посетила Музей Рериха.
Генеральный директор ЮНЕСКО И.Бокова

Наверное, исторически не случайно сложилось так, что в один и тот же год мы празднуем два значимых юбилея: Победу в Великой Отечественной войне и подписание Пакта Рериха, направленного на предотвращение войн и сохранение мирового культурного наследия. Хронологически Пакт на 10 лет предшествует Победе, и кто знает, как бы сложилась судьба мира, будь воля тогдашних руководителей европейских государств в отношении сохранения мира и подписания этого исторического документа сильнее и тверже. Но они выбрали гибельный путь войны и потворства германской экспансии. Говорят, история повторяется, только на новом этапе. Похоже, что это так и есть. Культура и мир снова в опасности и требуют нашей активной защиты.

Пакт Рериха – первый международный Договор, направленный на безусловную защиту мирового культурного наследия как в военное, так и в мирное время. Он был предложен Николаем Рерихом – великим русским художником, мыслителем, ученым, путешественником и общественным деятелем, заложившим основу всего международного права в области защиты культуры и деятельности ЮНЕСКО. Основная направленность Пакта – Мир через Культуру – сегодня актуальна как никогда.

Международный Центр Рерихов (МЦР), совместно с Международным Комитетом по сохранению наследия Рерихов, за последние три года осуществляет международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность», напоминающий о невосполнимой гибели сокровищ культурного наследия в результате двух мировых войн и постоянных вооруженных конфликтов, которые давно переросли в третью, так называемую ползучую мировую войну. Но самое главное состоит в том, что этот проект заново открывает для многих и многих Пакт Рериха, его миротворческую и гуманистическую сущность, его возможности для будущего человечества на нашей планете. Выставки этого проекта с успехом прошли в многих странах Европы, Латинской Америки, Азии, в более чем 80 городах России. 15 апреля 2015 года, в 80-ю годовщину подписания Пакта Рериха в Вашингтоне, эта выставка открылась в здании Генеральной Ассамблеи в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке .

«Пречистый град - врагам озлобление!»
У «Мастер-Банка» забрали лицензию! Центр-Музей имени Н.К.Рериха
в опасности!

В.А.КОЗАР,
художник-космист, общественный деятель,
исследователь наследия Рерихов.
Киев, 2013

Широкой общественности, культурным деятелям, СМИ, всем, кто осознает,…!
Выступление перед общественностью города 26.11.2013 г.
Дом Ученых НАН Украины

Борис Ильич Булочник

Борис Ильич Булочник

Бездушну помсту звано правосуддям,
А самоволю деспотичну – правом.

Леся Украинка

Разрушением «Мастер-Банка» в Москве Тьма нанесла «непрямой», но «смертельный» удар по «Пречистому Граду» – всемирно известному Центру-Музею имени Н.К.Рериха в Москве. А это значит – по всей Культуре и по всем нам, и по международной культурной общественности! Старое подняло руку на всемирное Явление ХХ-ХХI веков – явление Рерихов, явление нового мышления, нового сознания, возрождения и защиты Культуры во имя Будущего. Пора осознать момент смертельной битвы старого с новым.

«Враг под стенами, вероломства следует ждать в любой момент! Тревога! Пора трубить в трубы, бить тревогу - «Пречистый Град» в опасности!

– Вставай, кто не спит, у кого в сердце бесстрашие, мужество, осознание, воля!

Станем плотно стеной нерушимой Града в защиту «Мастер-Банка» и Международного Центра-Музея имени Рерихов!»

Такие невольно возникают слова в русско-рериховском стиле на очередное проявление тьмы. Мы должны вдохновиться высоким и стать, как на последнюю смертельную битву, подняв Знамя Мира на защиту Наследия Рериха, помня, как Рерих и вся его семья положили всю свою жизнь в защиту культуры народов мира во имя будущего.

«Современная наука и цивилизация с тревогой всматривается в потрескавшейся зеркало кризиса: профессиональные политические кланы давно стали преградой универсализму знаний, но несмотря на это, нет разрухи и кризиса в жизни и сердцах немногих людей и содружеств, объединенных моральными и творческими целями» (из приветствия Л.В. Шапошниковой Всеукраинской конференции «Предчувствие Новой Эпохи в творчестве И. Франко и Леси Украинки. Параллели и тождества с философско- энергетическим учением «Живая Этика», 1996 г.)

Культура и цивилизация или борьба Света и тьмы?
Лишение лицензии «Мастер-Банка» – урон не только для культуры России

Т.П.СЕРГЕЕВА
заместитель председателя МОО
«Украинское Рериховское общество» –
член Международного Центра Рерихов
Борис Ильич Булочник

Борис Ильич Булочник

Проблема взаимодействия и борьбы двух противоположностей – Культуры и цивилизации – неоднократно привлекала внимание передовых мыслителей человечества. Хотя и существует весьма распространенное понимание цивилизации как синонима культуры[1], тем не менее, это явления разной природы. Культура – это творческое проявление духа человека, результат его духовной деятельности, а цивилизация – гражданственное и общественное обустройство жизни человека в ее материальных аспектах. Их взаимодействие определяет уровень развития, благополучия и стабильности сообществ и государств. Без развития Культуры цивилизация вырождается и гибнет, чему немало примеров в истории человечества[2].

Наше время характерно тем самым глобальным кризисом цивилизации, который вызван небрежением, а то и противостоянием цивилизации, с ее ориентацией на материальные ценности, Культуре. Великий гуманист, инициатор международного движения в защиту культурного достояния человечества, всемирно известный художник Николай Константинович Рерих определял Культуру как почитание Света, как любовь к человеку, сочетание жизни и Красоты, синтез возвышенных и утонченных достижений. Он называл Культуру оружием Света, синтезом действенного Блага, видел в Культуре очаг просвещения, двигатель прогресса человечества и единственное спасение и выход из тупиков механистической цивилизации[3]. И что же может противостоять этому Свету культуры, как не самая явленная тьма?

Публикация в защиту мецената Центра-Музея имени Н.К.Рериха Б.И.Булочника
«Не губите возрождение меценатства в России»

А.В. СТЕЦЕНКО,
первый заместитель
генерального директора Музея
имени Н.К. Рериха
Борис Ильич Булочник

Борис Ильич Булочник

Традиции меценатства в России складывались на протяжении нескольких веков. Известно, что Александр Сергеевич Строганов оказывал материальную помощь поэту Гавриилу Романовичу Державину и баснописцу Ивану Андреевичу Крылову. А Анатолий Николаевич Демидов, представитель известной династии меценатов, оказывал финансовую поддержку художнику Карлу Брюллову. И если бы не эта финансовая помощь, то неизвестно, смог бы Брюллов создать шедевр своего творчества — знаменитую картину «Последний день Помпеи».

Особое развитие меценатской деятельности произошло в конце XIX — в начале XX века. К этому времени в России возникло уже достаточное количество потомственных и новых меценатов, благодаря существенной помощи которых мы имеем удивительный расцвет русской культуры. Только в одной Москве благодаря их инициативе открывались уникальные галереи и музеи, создавались новые театры, которым суждено было осуществить глобальную театральную реформу, развивалась отечественная наука. Поэтому имена этих меценатов вписаны в сокровищницу российской культуры. Это Третьяковская галерея, Щукинские и Морозовские собрания современной французской живописи, Бахрушинский театральный музей, частные оперы Саввы Мамонтова и Зимина, Московский художественный театр, Музей изящных искусств, на строительство которого заводчик и крупный землевладелец Ю.С. Нечаев-Мальцев потратил более 2 млн рублей, Философский и Археологический институты, Коммерческий институт. Благодаря пожертвованиям Варвары Алексеевны Морозовой стало возможным создание в России первой бесплатной библиотеки-читальни имени И.С. Тургенева. К этому далеко не полному списку следует добавить и то, что только благодаря меценатству смогли состояться в Европе знаменитые концертные сезоны С.П. Дягилева, с которых начался и продолжается до сих пор триумф русского исполнительского искусства в мире. С уверенностью можно сказать, что без меценатов наша культура была бы значительно беднее.

О практике применения символики семьи Рерихов

Т.А.Иванова, С.П.Синенко.
Знамя Мира

Знамя Мира

В 1929 году Н.К.Рерих выступил с инициативой принятия государствами международного договора по охране художественных и научных ценностей и предложил специальный «отличительный флаг» для идентификации объектов охраны, названный им «Знамя Мира». Пакт Рериха и «Знамя Мира» стали фундаментом международного законодательства по охране культуры. Утверждая необходимость защиты культуры, H.К.Рерих тем самым сформулировал новые подходы к истории человечества, науке, искусству и религии. Рерих писал, что «Знамя Мира» должно выполнять важнейшую задачу – создание «международного импульса к обороне всего самого драгоценного, чем живо человечество. <...> Знак должен говорить человечеству о сокровищах прекрасных»[1].

Знак «Знамени Мира» широко использовался семьей Рерихов и созданными ими организациями. Вместе с тем Рерихи уделяли большое внимание правильному использованию введенного в практику знака со стороны культурных организаций. Такой подход предполагает, что данные организации будут высоко нести заложенные в символике идеи и не допускать их профанации. К примеру, упоминая в одном из своих писем о знаке Музея Николая Рериха в Нью-Йорке, Е.И.Рерих отмечала: «Недопустимо, чтобы кто-то самовольно прикрывал сомнительные организации этим Знаком.

В Америке взят копирайт на этот Знак. Но допустить самовольные пользования Именем и Знаком мы не можем. Это необходимо установить совершенно определенно, ибо иначе мы разведем такие ячейки, от которых потом не отделаться»[2].

Комментарий специалиста по вопросам защиты
исключительного права на товарные знаки

Е.В.Петрова.

«Интеллектуальная собственность» – это термин, который в последнее время в нашей стране используется все чаще. Значение отношений, связанных с интеллектуальной собственностью, в современных условиях настолько возросло, что они стали на один уровень с материальным производством. Как и в большинстве зарубежных стран, у нас термин «интеллектуальная собственность» является собирательным и включает права, относящиеся, в частности, к товарным знакам и к знакам обслуживания.

Во всем мире, в том числе и в Российской Федерации, защита различных символов, знаков, наименований, изображений и т.д. может быть осуществлена на основании соответствующих международных договоров, – например, в отношении таких знаков, как знаки Красного креста и Красного Полумесяца, – или в соответствии с определенными законами внутри каждой страны, – например, в отношении знаков, представляющих собой государственные гербы, флаги и эмблемы.

Во всех остальных случаях охрана и контроль за использованием различных обозначений, наименований и знаков во всех странах мира могут быть осуществлены только на основе национального законодательства путем регистрации соответствующим государственным ведомством в форме торговых марок, товарных знаков, знаков обслуживания и т.д.

В Российской Федерации для общественных организаций также действует требование законодательства о необходимости регистрации такими организациями своей символики (статья 24 Закона Российской Федерации «Об общественных объединениях»)

Информация подготовлена по материалам: Международного Центра Рерихов Центр-Музей имени Н.К.Рериха