Семинар

Вторник,
25 апреля 2017
Начало в 18:30

Тема:

Новый импульс идеи
Пакта Рериха в творчестве
Л.В.Шапошниковой

г.Киeв-34,
ул.Владимирская, 45-а

Киевский дом учёных

новый сайт

О Культуре ли моление?
О ситуации с общественно-государственным партнерством в сфере Наследия Рерихов

Т.П.СЕРГЕЕВА
заместитель председателя МОО
«Украинское Рериховское общество» –
член Международного Центра Рерихов

«А теперь отнеситесь бережно ко всему,
что двигает культуру. С особой признательностью
подойдите ко всему, что выявляет ступени красоты.
Ведь сейчас все это особенно трудно».

Н.К.Рерих «Адамант»

В последнее время в среде представителей Рериховского движения, культурной общественности и ряда чиновников Минкульта идут, скажем так, оживленные дискуссии относительно актуальности общественно-государственного взаимодействия и партнерства в вопросах, связанных с Наследием семьи Рерихов, и форм такого партнерства. Нет никаких сомнений, что взаимодействие, основанное на искреннем интересе к творчеству Рерихов, паритетности, взаимном уважении и обоюдном учете интересов сторон, крайне важно и необходимо – это, казалось бы, совершенно очевидно. Однако консенсус в данном важном вопросе даже не намечается. В выступлениях определенных участников обсуждений постоянно звучит забота о Культуре и наследии Рерихов как культурном достоянии России и всего мира. Но все ли стороны искренни в этой заботе? Попробуем разобраться.

Прежде всего, необходимо определить предмет и участников так называемой дискуссии. Наследие Рерихов, о котором идет речь в данном случае – это та часть Наследия, которая находится в Международном Центре Рерихов (МЦР) и составляет основу экспозиции его общественного Центра-Музея имени Н.К. Рериха. Одна сторона – это сам МЦР, поддерживающее его Международное Рериховское движение, исчисляемое тысячами участников, деятели культуры, разделяющие позицию руководства МЦР. Другая – представители госструктур в лице некоторых чиновников Министерства культуры во главе с министром В.Р. Мединским, Государственный музей Востока (ГМВ), Санкт-Петербургский государственный музей-институт семьи Рерихов (МИСР) и поддерживающая их немногочисленная часть Рериховского движения. Поскольку так сложилось, что Наследие Рерихов, МЦР и Рериховское движение неразрывно связаны, а корни современной ситуации уходят глубоко в историю формирования этой взаимосвязи, необходим небольшой экскурс в прошлое.

О некоторых нюансах новейшей истории Рериховского движения и борьбы за Наследие Рерихов

История движения последователей Рерихов имеет несколько этапов, начиная с деятельности организаций, возникших при жизни самих Рерихов. Они создавались на основе истинного понимания значения для всего человечества творческого наследия великой семьи и идей, содержащихся в этом наследии. Задача этих организаций состояла, прежде всего, в продвижении этих идей и культуротворческих и гуманистических инициатив Н.К. Рериха. В данной статье будем рассматривать более поздние этапы, которые можно условно назвать новой и новейшей историей Рериховского движения. Началом отсчета для них можно принять момент передачи младшим сыном Рерихов Святославом Николаевичем наследия родителей организованному им в г. Москве Советскому Фонду Рерихов. Именно с этим историческим моментом связано и начало борьбы за это наследие. Как свидетельствует Л.В. Шапошникова в своей книге «Меч Мира», началась она в недрах отдела Совмина, который, по ее определению, назывался «Захват наследия в зарубежных странах» [1]. О некоторых нюансах действий этого отдела Людмила Васильевна не раз писала в книгах, статьях и говорила в своих выступлениях [2]. На эту тему высказывались и другие исследователи. В частности, в аналитическом расследовании М.М. Бакланова [3] дается детальный разбор событий этого этапа, позволяющий понять локализацию некой деструктивной силы, которую назовем «центром негативной стратегии», позаимствовав это определение у украинской поэтессы Лины Костенко. Этот «центр» изначально боролся против распространения мировоззренческих идей Живой Этики, т.е. духовной составляющей Наследия Рерихов, а с конца 80-х годов прошлого века возглавил и борьбу за его материальную часть.

Первая публичная попытка захвата Наследия, в которой участвовали представители определенного направления в рериховском движении, состоялась на Всесоюзной встрече представителей рериховских обществ, проходившей с 1 по 3 марта 1991 года. На ней общественности была представлена часть наследия Рерихов, переданная Святославом Николаевичем Рерихом и привезенная из Индии в Россию Людмилой Васильевной Шапошниковой, а также первые итоги деятельности Советского Фонда Рерихов (СФР) и Центра-Музея имени Н.К. Рериха. Тогда же для координации и выработки форм сотрудничества в рериховском движении была организована инициативная группа, преобразовавшаяся впоследствии сначала в Координационный Совет, а затем в Международный Совет Рериховских обществ имени С.Н. Рериха – независимую и отдельную от МЦР общественную организацию, которая избрала своей целью сотрудничество и поддержку МЦР. Участники всесоюзной встречи приняли Решение, в котором заявили о своем полном доверии и солидарности с деятельностью СФР и Центра-Музея имени Н.К. Рериха, выразили поддержку Л.В. Шапошниковой. Они осудили поведение группы лиц из Киева (Л. Стрельцова), Кемерова, Севастополя, Симферополя, Ялты, Перми, Донецка и других городов, выступивших против СФР и Л.В. Шапошниковой и стремившихся сорвать проведение самой встречи [4]. Эта группа лиц пыталась поставить под сомнение право СФР на Наследие и настаивала на передаче его государству.

Не будем детально останавливаться на всех подробностях борьбы за Наследие Рерихов в период последнего десятилетия прошлого века и начала нынешнего, об этом не раз писала и говорила сама Людмила Васильевна, много написано в сборниках «Защитим имя и наследие Рерихов» [5] и представлено на сайте Международного Центра Рерихов [6]. Отметим лишь, что в этот период проявились две главные силы, стремившиеся ликвидировать МЦР и отобрать у него наследие Рерихов, – государственные чиновники от культуры и некоторые представители рериховской общественности, выступавшие как против МЦР и его деятельности, так и персонально против Л.В. Шапошниковой, главного Мецената МЦР Б.И. Булочника и всего руководства МЦР. Взаимосвязь этих двух направлений очевидна, и проявляется, в том числе, в виде возникающих в нужный момент интернет-ресурсов, заявлений, обращений и «писем общественности», а сейчас и групп заданного направления в соцсетях (Андрей Люфт). За всем этим проглядывает та самая сила, названная нами «центром негативной стратегии». Эта борьба за Наследие имела свои подъемы (часто начинавшиеся после очередных успехов и продвижения МЦР на международной арене) и спады, как волны во время шторма, и именно она подготовила тот девятый вал, который мы наблюдаем сейчас.

Он характерен стремительным нарастанием событий, когда малые сроки, отделяющие одно событие от другого, свидетельствуют не просто об их взаимосвязи, но о наличии четкого сценария того самого «центра негативной стратегии». Признаки его нарастания прослеживаются в развертывании кампании в СМИ, направленной на дискредитацию главного источника существования МЦР – Мастер-Банка, возглавляемого Б.И. Булочником, которая начинается за два с лишним года до разворачивания основных событий. Проследим их хронологию.

11 ноября 2013 года министр культуры В.Р. Мединский обращается с письмом к Президенту РФ, в котором излагает заведомо ложную информацию о том, что на основании решения судов МЦР безосновательно стал претендовать на коллекцию картин Рерихов, принадлежащую якобы государству и находящуюся в настоящее время в Государственном музее Востока. На следующий день Президент РФ оставляет на письме резолюцию: «Принять меры для обеспечения интересов государства». И чиновники бросаются обеспечивать эти интересы в меру своего понимания.

20 ноября у Мастер-Банка отзывается лицензия, причем обстоятельства этого события позволяют говорить о фактическом его разгроме. Озвученные в СМИ обвинения в адрес руководства банка [7], не имели ничего общего с формулировками предписания МГТУ Банка России от 18.11.2013 г. за № 40-2-08/119399ДСП [8], на основании которого банк был лишен лицензии. Но запущенная в СМИ формулировка стала использоваться не только в качестве оправдания ликвидации Мастер-Банка, но и для выдвижения обвинений в адрес МЦР как «финансируемого из сомнительных источников».

23 ноября этого же года, то есть через три дня, на портале «Культура» (г. Калининград, существует с середины 2000-х) был создан сайт Общественного Объединения «Живая Этика» [9]. Задачей его функционирования было объявлено: «объединение организаций, групп и граждан, решивших посвятить свою жизнь практической реализации и развитию идей духовного и культурного созидания Учения Живой Этики, следуя путем, проложенным великим русским художником и философом Н.К. Рерихом и великой духовной подвижницей Е.И. Рерих». И был установлен форум-конференция [10], по логике вещей предназначенный для обсуждения связанных с этим направлением вопросов (то есть «практической реализации и развития идей духовного и культурного созидания Учения Живой Этики»).

29 ноября, через девять дней после разгрома Мастер-Банка, на этом сайте регистрируется Оргкомитет интернет-конференции «Судьба идей и наследия Рерихов», который формулирует вопросы для обсуждения на этой конференции, заметим, мало связанные с заявленной направленностью сайта:

1. Судьба наследия Рерихов в связи с кризисом финансирования МЦР. Баланс общественного и государственного контроля и регулирования.
   2. Вопросы координации в Рериховском движении и пути к объединению.
   3. Будущее Рериховского движения.

Примечательно – еще никто ни в самом МЦР, ни в поддерживающих его рериховских организациях не говорит о «кризисе финансирования МЦР», еще весь декабрь 2013 года идут письма от представителей Рериховского движения в защиту Мецената с надеждой на справедливое разрешение ситуации, а кто-то в том самом «центре негативной стратегии» уже все решил и все расписал как по нотам: ликвидация Мастер-Банка, последующий «кризис финансирования» МЦР, государственный контроль и регулирование наследия Рерихов. А заодно и заложил «будущее» Рериховского движения путем образования нового координирующего центра. По-видимому, «стратеги» решили, что с МЦР как Фокусом и Магнитом большей части Рериховского движения уже покончено. Примечательно и то, что вместо «практической реализации и развития идей духовного и культурного созидания Учения Живой Этики» на сайте Общественного Объединения «Живая Этика» стали рассматриваться вопросы общественно-социального порядка, имеющие весьма опосредованное отношение к духовному и культурному созиданию.

13 января 2014 года на другом интернет-ресурсе, издавна агрессивно враждебно настроенном к МЦР и его руководству во главе с Л.В. Шапошниковой, размещается «Заявление Международного фонда гуманитарных инициатив и Международного комитета гражданской дипломатии» [11], которое подписали двенадцать членов этих двух общественных организаций. В нем запускается мысль, что «Председатель Правления «Мастер-Банка» Б.И. Булочник, участвовавший в финансовой деятельности МЦР и владеющий частью активов этой общественной организации, очевидно, вовлек МЦР в криминальную деятельность». Кроме этого повторяется миф об отсутствии преемственности СФР и МЦР и «незаконном» владении МЦР и Центром-Музеем имени Н.К. Рериха «большим количеством картин, архивных материалов и ценных раритетов». Подписанты этого заявления обращаются к «Президенту РФ В.В. Путину, Премьер-министру РФ Д.А. Медведеву и Министру культуры РФ В.Р. Мединскому с просьбой принять срочные решительные меры особого государственного контроля по сохранению коллекций негосударственной части Музейного фонда РФ, хранящихся в вышеуказанном Центре-Музее, с определением нового юридического статуса музея». «Общественность» – несколько человек, подписавших этот документ, посылает «меседж» власти и чиновникам от культуры в том ключе, который тем и нужен, а именно о переводе Центра-Музея имени Н.К. Рериха из общественной формы деятельности в государственную.

01.02.14 - 06.03.14 на сайте Общественного Объединения «Живая Этика» проводится конференция «Судьба идей и наследия Рерихов». Среди 30 участников этой конференции большинство, действительно, искренне радело за сохранность Наследия Рерихов. Их выступления отличали уверенность в своей правоте и совершенно очевидное незнание реального положения дел. Как показало время, некоторые участники конференции радикально пересмотрели свое отношение к МЦР и стали активно выступать против огосударствления Наследия Рерихов, находящегося в МЦР. Этому способствовало, в том числе, и то, «…что интернет-конференция, созданная ОО ЖЭ вовсе не преследовала, как оказалось впоследствии, единения части РД, но была инициирована музеем Востока с определенной целью…» [12].

Но тогда, в начале 2014 года, многие, как они признали позже, «были дезориентированы устроенной акцией-провокацией Музеем Востока против МЦР» и выступали за государственный статус Центра-Музея имени Н.К.Рериха. В итоге 06.03.2014 г. была принята Резолюция интернет-конференции, в которой содержались откровенные и малокультурные выпады против МЦР и его руководства, прямая клевета вроде того, что МЦР якобы отличился «…созданием коррупционной сети во властных структурах, а также подкупом судов для достижения своих противоправных целей», и нелепые выдумки типа: «в частности, недавно была предпринята очередная попытка рейдерского захвата коллекции из 282 картин Н.К. и С.Н. Рерихов, хранящейся в Государственном Музее Востока».

На основании всего этого фальшивого набора «доказательств» «противозаконной» деятельности МЦР принимается решение отправить письма «во власть» с просьбой «привлечь к порядку» МЦР и его руководство и требованием проведения «совместно с сотрудниками Центра-музея внеочередной полной сверки наличия его фондов и состояния учетной документации» и «вернуться к вопросу о создании государственного музея Рериха на базе усадьбы Лопухиных». Во исполнение Резолюции 15.04.2014 г. рождается письмо В.В. Путину с копиями Правительству и Государственной Думе РФ от Председателя КРОФК «Зов» из г. Калининграда А.П. Пузикова, который, очевидно, и есть основной исполнитель команд «центра негативной стратегии». Именно он выступил инициатором и организатором как проекта ОО «Живая Этика», так и интернет-конференции.

В этом письме в еще более нелепой форме повторяются обвинения в адрес МЦР и выражается просьба: «…вернуть незаконно удерживаемое в МЦР общенародное культурное достояние всему народу под защиту и управление государства. В усадьбе Лопухиных создать государственный музей Рерихов…», а так же «…инициировать следственную проверку законности владения МЦР ценнейшей коллекцией, переданной С.Н. Рерихом в дар советскому народу, с проведением экспертизы на предмет возможной подделки всех документов, имеющих отношение к установлению ее правового статуса, соответствующими уполномоченными органами и специалистами…». Автор письма по максимуму отработал задание и озвучил именно то, что хотели услышать «стратеги» для реализации своего плана.

Следует отметить, что предпринятая попытка объединения «независимых рериховцев» с треском провалилась, о чем сами инициаторы вынуждены были сообщить в январе 2015 года, то есть спустя год: «Проект Общественное Объединение «Живая Этика» закрыт по причине отсутствия у тех, кто самонадеянно называет себя «рериховцами», потребности к объединению». Как уже отмечалось, некоторая часть тех, кого хотели «объединить», разобралась в ситуации и повернулась в сторону МЦР, поддерживая общественный статус его Центра-Музея. Другая часть не захотела никаких жестко регламентированных объединений, кроме как лишь в формате свободных интернет-ресурсов. Даже среди тех, кто продолжал ратовать за передачу фондов МЦР государственному музею, нашлись противники конкретного варианта реализации этой идеи, в частности, назначения директором предполагаемого музея заместителя директора ГМВ по научной работе Т.К. Мкртычева.

Но «письма общественности» были уже запущены, и теперь в ход вступила определенная группа чиновников от культуры. Ссылаясь на эту самую «общественность», они предприняли массированную атаку на Международный Центр Рерихов. Подробности этих событий изложены в статье «Хроника разрушительных действий Министерства культуры против общественного Музея имени Н.К. Рериха» [13], приведем здесь саму хронологию:

20 июня 2014 года по жалобе Государственного музея Востока и при активной поддержке министра культуры В.Р. Мединского на основании апелляционного определения коллегии по гражданским делам Мосгорсуда было отменено решение Хамовнического районного суда от 24 ноября 2011 г., признавшего МЦР наследником С.Н. Рериха.

20 октября 2014 года первый заместитель министра культуры В.В. Аристархов отправил письмо в Министерство внутренних дел РФ с просьбой проверить МЦР «на предмет возможной противоправной деятельности». Эта просьба основывалась на обращении некоего В.П. Литвинова «о разрушительной антикультурной деятельности Международного Центра Рерихов». Как отмечает журналист Марина Алексинская в газете «Завтра» от 7 апреля 2016 года, из всего вала писем в Министерство культуры со всех уголков России, было выбрано именно это письмо: «Г-н Аристархов с ловкостью фокусника извлек из волшебного цилиндра письмо про «коктейли Молотова» и угрозу «майдана»» [14]. На самом деле никаких «фокусов» не было – «стратеги» все спланировали и подготовили заранее! Дальше – больше.

29 января 2015 года по инициативе Министерства культуры следственными органами МВД России было возбуждено уголовное дело по факту якобы незаконного продолжения воссоздания объекта культурного наследия «Усадьба Лопухиных» неустановленными лицами.

6 мая 2015 года следователи ГУ МВД РФ по городу Москва прибыли в МЦР в сопровождении отряда ОМОН (составом более 10 человек) для проведения обыска и изъятия документов по вышеуказанному уголовному делу.

В мае 2015 года первый заместитель министра культуры В.В. Аристархов обратился в Генеральную прокуратуру РФ с просьбой провести проверку поступивших к нему сведений о якобы готовящемся в МЦР вывозе наследия Рерихов за границу с целью его продажи.

В мае 2015 года Министерство культуры настояло на возобновлении рассмотрения арбитражным судом Москвы требований о выселении МЦР из усадьбы Лопухиных.

8 июля 2015 года директор департамента культурного наследия Министерства культуры М.А. Брызгалов направил в МЦР письмо с ультимативным требованием отдать государству всё наследие Рерихов, переданное МЦР С.Н. Рерихом.

Комментарии, как говорится, излишни. Социальный заказ «общественности» на травлю МЦР с помощью проверок и судов выполнен. Мосгорсуд отменяет решение Хамовнического районного суда, признавшего в свое время МЦР наследником С.Н. Рериха, и вопрос о правопреемстве снова повисает в воздухе. Осталось дело за «малым» – отобрать у МЦР Наследие Рерихов и передать его в собственность государства. И тут в ход вступают резервы, до времени хорошо спрятанные под прикрытием якобы преданных сотрудников МЦР. Это бывший Президент МЦР А.П. Лосюков, бывший руководитель автономной научной группы МЦР В.Э. Жигота – главные разработчики концептуального проекта по передаче наследия Рерихов в государственное управление, и ряд «примкнувших» к ним сотрудников МЦР (в основном, бывших). Делая упор, главным образом, на финансовые трудности МЦР и необходимость партнерских отношений с госструктурами, они предложили очень лукавую и чреватую полным уничтожением Международного Центра Рерихов схему – самоликвидация МЦР и создание на его основе и якобы с его участием новой общественно-государственной организации.

Эта чаша яда оказалась последней для той, которая положила всю свою жизнь на выполнение воли С.Н. Рериха по созданию Центра-Музея имени Н.К. Рериха как независимой от государства и любых институций общественной организации – неизменного директора Центра-Музея, доверенного лица С.Н. Рериха Л.В. Шапошниковой. С ее уходом борьба за наследие Рерихов, находящееся в МЦР, обострилась еще больше. К уже используемым методам – от клеветнических измышлений до подключения административных ресурсов – добавилась новая казуистика: как бы отдавая дань уважения Л.В. Шапошниковой, отмечая ее заслуги в деле сохранения Наследия Рерихов, обвинять оставшихся верных ее сотрудников и последователей во всех смертных грехах – от некомпетентности до узурпации власти в МЦР и фактического захвата Наследия. Делается попытка внести раскол таким образом в ряды сторонников МЦР в надежде на то, что не все видят и понимают, что нынешнее руководство неукоснительно продолжает линию Л.В. Шапошниковой и выполняет ее заветы. А в последнее время появились еще и попытки приписать им проведение антигосударственной политики. Но к этому мы еще вернемся.

26 сентября 2015 года «инициативная группа», возглавляемая все тем же А.П. Лосюковым, созывает на площадке Общественной палаты РФ по культуре круглый стол «Вопросы сохранения и актуализации в современных условиях наследия Рерихов». На заседание приглашаются все недовольные и обиженные на МЦР и его руководство и не приглашаются сотрудники и сторонники МЦР. Нет ничего удивительного, что на таком круглом столе звучали лишь негативные характеристики в адрес Международного Центра Рерихов, особенно по вопросу способности сохранения наследия Рерихов. Детальный разбор методологии, использованной при организации и проведении этого круглого стола, дан во многих письмах, заявлениях и статьях, как сотрудников самого Международного Центра Рерихов, так и широкой международной общественности [15]. Здесь же отметим лишь то, ради чего, собственно, и созывался этот круглый стол – создание альтернативного центра Рериховского движения, ориентированного на огосударствление творческого наследия Рерихов. Названный на круглом столе «Советом мудрейших», этот новый центр «обновленного и очищенного» рериховского движения трансформировался в Рекомендациях ОП, выпущенных по его итогам, в «Национальный рериховский комитет». О его дальнейшей деятельности скажем позже, а пока вернемся к другому сюжету нарастающей борьбы за Наследие.

10 сентября 2015 года министр культуры В.Р. Мединский обратился с письмом к мэру Москвы С.С. Собянину с просьбой передать Усадьбу Лопухиных из собственности Москвы в федеральную собственность в целях размещения в ней произведений Н.К. и С.Н. Рерихов из федеральных музеев и частных коллекций. Данное письмо было представлено Министерством культуры и Росимуществом в Арбитражном суде г. Москвы в ходе рассмотрения дела № А40-36843/07 по выселению МЦР из усадьбы Лопухиных.

20 октября 2015 года Мэр Москвы С.С. Собянин подписал распоряжение Правительства Москвы о передаче в собственность РФ зданий Усадьбы Лопухиных «с обязательным выполнением лицом, к которому переходят имущественные права на указанные объекты, установленных Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации” требований».

24 ноября 2015 года в Арбитражном суде г. Москвы состоялось судебное заседание по иску Росимущества, получившего поддержку Министерства культуры РФ и Государственного музея Востока, о выселении Международного Центра Рерихов из усадьбы Лопухиных. Представитель Росимущества в суде представил Свидетельства о государственной регистрации права на строения Усадьбы Лопухиных от 11.11.2015 г. и в связи с этим заявил отказ от исковых требований к МОО «Международный Центр Рерихов», попросив Арбитражный суд г. Москвы прекратить производство по этому делу.

25 ноября 2015 года, то есть на следующий день после решения суда, территориальное управление Росимущества в г. Москве своим распоряжением закрепило Усадьбу Лопухиных на праве оперативного управления за ФГБУ «Государственный музей искусства народов Востока». Чиновникам не потребовалось даже времени на бюрократическое оформление бумаг (подготовка текста распоряжения, согласование, подпись – на что обычно уходят дни и недели, в зависимости от того, хотят чиновники продвигать или тормозить решение вопроса). Тут сработали мгновенно, ибо все было заранее решено и расписано. Теперь формально (юридически) руки у чиновников от культуры развязаны, и они могут выселить Международный Центр Рерихов в любой момент, и не делают это потому, что таким действием дискредитируют себя окончательно. Ибо разрушение Центра-Музея имени Н.К. Рериха – жемчужины музейного дела, где хранится, изучается и широко популяризируется то самое культурное достояние страны, о котором они так горячо пекутся, – сорвет все маски и обозначит истинные цели захватчиков, весьма далекие от культуры.

Поэтому главная задача «негативных стратегов» сейчас – дискредитировать Международный Центр Рерихов при помощи развернутой информационной войны, а еще попытаться найти в его деятельности хоть какую-нибудь зацепку и подвести под статью закона, которая позволит им сохранить «хорошую мину при плохой игре». Основными бойцами информационного фронта служат как прежние исполнители (например, КРОФК «Зов» из г. Калининграда в лице его председателя А.П. Пузикова, Андрей Люфт, активизировавшийся в последнее время в соцсетях, и другие завзятые антагонисты МЦР), так и вновь образованный Национальный рериховский комитет [16].

Что же это за образование? Как сказано в документе под названием «Состав Оргкомитета» [17]: «Существенной особенностью НРК по сравнению с множеством уже существующих рериховских организаций является его общественно-государственный характер, дающий новые возможности для совершенствования отношений общественности с государственными структурами на разных уровнях…». Якобы это будет содействовать «сохранению и наиболее целесообразному использованию наследия Рерихов, усилению внимания и заботы о нем со стороны государства, а также оздоровлению и гармонизации отношений в рериховском сообществе».

Благие, медоточивые слова, благие намерения… Даже Живую Этику не забыли: «Национальный рериховский комитет призван служить целям сохранения, изучения, популяризации великого наследия семьи Рерихов, воплощению в жизнь одухотворённых созидательных идей, заложенных в этом наследии, основой которого является Учение Живой Этики». Чувствуется чья-то поднаторевшая рука, пытающаяся играть на святом и сокровенном. Вот только большинство представителей рериховского движения, на которых это рассчитано, уже прошли стадию слепого восхищения красивой формой и смотрят не на слова, а на дела. А дела у этого чуждого новообразования в пространстве рериховского движения, как шило в мешке, – сразу же вышли наружу. А именно, не «сохранение, изучение, популяризация великого наследия семьи Рерихов», а борьба против Международного Центра Рерихов. Чтобы в этом убедиться, достаточно посетить информационный портал НРК: «Общественно-государственный диалог “Наследие Рерихов”». Вы не найдете там разных точек зрения, диалога, дискуссий, попыток поисков консенсуса в важнейшем вопросе сохранения наследия Рерихов, ничего из того, что способствовало бы «оздоровлению и гармонизации отношений в рериховском сообществе» или «совершенствованию отношений общественности с государственными структурами на разных уровнях». Зато найдете весьма нелицеприятные, скорее оскорбительные, выпады в адрес МЦР и его руководства, основанные на выдумках и манипуляции информацией. Где уж тут говорить о «гармонизации»!

Особенно такой акультурностью отличается мартовское «Заявление НРК против антироссийской кампании в связи с положением МЦР», сделанное в связи с публикацией в газете «Rheinische Post» (Германия) статьи под названием «Существование номинанта Нобелевской премии мира под угрозой». В нем члены НРК инкриминируют руководству МЦР развертывание «антироссийской кампании в иностранных СМИ». Это заявление НРК уже получило достойный ответ со стороны Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н. Рериха и других авторов [18]. Здесь лишь отметим, что декларирующие стремление к диалогу и гармонии оказались готовы использовать любую зацепку для серьезных ударов по МЦР. Когда подобного характера обвинения выдвигает никому не известный В.П. Литвинов – это одно дело. Но совсем другое, когда это делают люди, позиционирующие себя в качестве мудрых и толерантных объединителей обновленного Рериховского движения.

Возможно, что именно это двуличие волков в овечьих шкурах оттолкнуло от новосозданного «центра» РД даже тех его представителей, которые не расположены к МЦР. А надежды организаторов НРК на то, что им удастся уменьшить число сторонников МЦР, перетянув их на свою сторону, не оправдались. Похоже, НРК исчерпал себя, превратившись в банального антагониста МЦР. Подтверждением этого служит очередная попытка создания альтернативного центра Рериховского движения, предпринятая все тем же А.П. Пузиковым. Это так называемая «Российская Международная Рериховская Ассоциация», проект устава которой обсуждается на форумах представителей «независимого рериховского движения». Очевидно, что и здесь «стратегов» ожидает полная неудача, ибо Рериховское движение в своей основе сейчас уже не то, каким было в 90-х годах прошлого века. Оно стало более зрелым, судит не по словам, а по делам и лучше понимает, где Рериховское Наследие будет в большей сохранности, где действительно – о Культуре моление.

Ступени Красоты. Концепция Международного Центра Рерихов и ее реализация

«…осуществление красоты в нашей жизни должно быть нашей основой»

С.Н. Рерих. «Медлить нельзя!»

Святослав Николаевич Рерих, передавая Наследие своих родителей, сформулировал четкую концепцию Центра-Музея имени Н.К. Рериха, в котором это наследие должно было достойно представлено. Основные положения этой концепции он сформулировал в статье «Медлить нельзя» [19]. Людмила Васильевна Шапошникова блестяще воплотила эту основанную на космических законах Красоты концепцию, и сейчас эта линия продолжается нынешним руководством МЦР и преданными сотрудниками. Рассмотрим ступени реализации этой концепции по конкретным положениям, сформулированным Святославом Николаевичем.

С.Н. Рерих: «Прежде всего это должен быть живой Центр. Не просто музейная экспозиция, а постоянно сменяющие друг друга выставки – картин, ремесел, детских работ, причем не только с разных концов Советского Союза, но и интернационального характера. Конечно, наряду с этим работы Николая Константиновича должны будут представлены постоянно». Исполнено в полной мере! Мы видим, что за годы существования МЦР, наряду с непрерывно пополняемой постоянной экспозицией работ Н.К. Рериха и С.Н. Рериха, действуют сменные выставки самого широкого характера – от документально-тематических, посвященных определенным событиям, до выставок художников, скульпторов, мастеров рукоделия и не только из России, но и из других стран.

С.Н. Рерих: «При Центре может быть и лекционный концертный зал, и студии для молодых художников, и мастерские по возрождению и сохранению народных ремесел». Исполнено! Лекционный концертный зал с 1997 года – это зал, названный в честь основателя Музея. Изысканно красиво оформленный, он по достоинству представляет творчество самого С.Н. Рериха, в нем выступали и выступают как исполнители и коллективы с мировыми именами, так и творческая молодежь. Этот зал принимает Международные общественно-научные конференции, на его площадке функционирует лекторий, в рамках которого рассматривается широкий спектр вопросов – от общих мировоззренческих проблем, затронутых в наследии Рерихов, до конкретных творческих реализаций заложенных в нем идей. Работают студии, где дети и взрослые могут обучаться живописи и другим видам творчества.

С.Н. Рерих: «Несомненно, при Центре должна работать большая библиотека, где будут собраны книги по истории культуры, по искусству, философии России, Востока и Запада, в том числе, конечно, и работы Николая Константиновича и Елены Ивановны». Исполнено в полной мере! Организована и четко функционирует прекрасная библиотека с читальным залом, каталогами и картотеками, регулярно проводимыми тематическими выставками. Библиотечный фонд, составляющий более 20 тысяч единиц хранения, представляет работы семьи Рерихов и литературу об их жизни и деятельности, издания Учения Живой Этики, книги по истории, философии, религии, культуре, искусству России, Индии и других стран Востока, мировую литературу разного периода по истории, философии, литературе, искусству, архитектуре, книги естественнонаучного профиля.

С.Н. Рерих: «Но Центр видится мне и как научное учреждение. Задачей его, как представляется, может стать не только систематизация и изучение многогранного наследия Н.К. и Е.И., но и дальнейшее развитие заложенных в этом наследии идей. Русские и Восток, Россия и Запад, народная культура, всемирные народные ценности, единство культуры человечества, ценностные ориентации, понятие о совершенном человеке, человек и природа, внутренние возможности человека, наука и религия – все это так или иначе было, конечно, затронуто в трудах Н.К. и Е.И., но их подходы требуют развития в применении к нынешнему этапу всемирной эволюции». Все именно так и было реализовано Л.В. Шапошниковой и получило мощное, достойное и современное развитие, прежде всего, в ее трудах и трудах представителей научной школы, основанной ею. Для желающих и умеющих глубоко вникать и осмысливать философское наследие Рерихов, основанное на идеях Живой Этики, сотрудниками научной структуры МЦР — Объединенного Научного Центра проблем космического мышления (ОНЦ КМ) проводятся научные семинары и конференции, издаются сборники трудов конференций и статей ученых, работающих в области изучения философского наследия Рерихов. Для детей и тех, кто мало знаком с философскими основами, идеи Живой Этики доносятся самым доступным образом – через искусство и Красоту.

С.Н. Рерих: «Несомненно, Центр не сможет в одиночку справиться со всеми этими проблемами, но он может служить координирующим началом, своего рода штабом, причем международного плана». За годы своей деятельности Международный Центр Рерихов и его общественный Музей имени Н.К. Рериха, действительно, стали координирующим началом, Фокусом и Магнитом для огромного числа последователей Рерихов во всем мире. Широкая культурная деятельность МЦР привлекла к себе внимание мировой культурной общественности и выдающихся культурных деятелей, среди которых Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун и Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова.

Святослав Николаевич продумал и финансовую сторону своего проекта. Он писал: «Средства Фонда (который в перспективе мог бы стать международным) на начальном этапе могли бы быть составлены из отчислений организаций-учредителей, а также из членских взносов членов обществ Рериха, о возрождении которых в масштабах СССР давно уже идет речь, и наконец, из добровольных пожертвований граждан СССР и зарубежных стран. В дальнейшем финансовый вопрос мог бы быть частично разрешен за счет доходов центра от издательской деятельности и концертных, выставочных и тому подобных мероприятий». Что и было реализовано за прошедшие годы и осуществляется сейчас, позволяя Центру-Музею не только выжить в тяжелой ситуации, но и вести активную культурную работу. Конечно, удар по главному Меценату Музея ощутимо сказался на масштабных, главным образом, международных, культурных программах Центра, но именно общественный статус Музея позволил найти те формы деятельности, которые обеспечили его работу на протяжении уже двух с лишним лет.

Мысль С.Н. Рериха: «Фонд имени Рериха мог бы выделить определенную сумму на присуждаемую ежегодно или раз в два года Международную премию и медаль имени Н.К. Рериха за культурную деятельность во благо мира» получила воплощение в созданном в 1998 году Благотворительном Фонде имени Елены Ивановны Рерих. Этот Фонд учредил ежегодную Международную премию имени Елены Ивановны Рерих в целях поощрения научных исследований, связанных с изучением научно-философского наследия семьи Рерихов. Деятельность Фонда включает в себя реализацию ряда долгосрочных и краткосрочных программ, направленных на поддержку молодых дарований в области науки и искусства, на оказание финансовой помощи общественному Музею имени Н.К. Рериха, на финансирование издания писем Е.И. Рерих, выполнение таких работ, как создание мемориала Н.К. Рериху и Е.И. Рерих и скульптурных композиций Ю.Н. Рериха и С.Н. Рериха и других.

Святослав Николаевич оставил распоряжение и о будущем Института Гималайских исследований «Урусвати», основанного Рерихами в долине Кулу (Индия) в 1929 году и законсервированного в предвоенные годы: «В перспективе мне видится, что Институт «Урусвати», где, как Вам известно, в полном порядке сохраняются уникальные коллекции, может стать индийским филиалом Центра-Музея на правах совместного советско-индийского учреждения». Это сейчас и реализовано, несмотря на ряд трудностей и проблем.

В своей концептуальной статье «Медлить нельзя» С.Н. Рерих отделил Центр-Музей от рериховского движения. Но написал о координирующей роли Центра-Музея, об «установлении связей с обществами Рериха», как и «рабочих связей» с уже существующими рериховскими учреждениями, в том числе и государственными. Поэтому в МЦР был создан отдел по связям с рериховской общественностью, хотя Л.В. Шапошникова не раз подчеркивала, что МЦР – это самостоятельная общественная организация, которая не вмешивается в дела других рериховских организаций. Избрание МЦР своим Фокусом было всегда добровольным выбором той или иной рериховской организации и Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н. Рериха.

Специальное внимание в своей концепции Центра-Музея имени Н.К. Рериха Святослав Николаевич Рерих уделил его статусу. Он писал: «В этой связи резонно возникает вопрос о статусе Центра-Музея, при ком он должен быть и на какие средства существовать.

Как я Вам уже говорил, подчинение Центра Министерству культуры, а тем более Музею искусств народов Востока повело бы к неоправданному, на мой взгляд, заведомому сужению задач и возможностей Центра. Центр должен, по-моему, обладать значительной независимостью, гибкостью, возможностью функционировать поверх ведомственных барьеров, используя новые, нетрадиционные подходы, напрямую выходя на международное сообщество. Центр – это порождение нового времени, новых задач, и, видимо, необходимо учитывать опыт других организаций, возникших в Советском Союзе за последнее время, использовать этот ценный опыт во благо нового начинания.

Суть концепции Центра-Музея в том, что наиболее оптимальное его функционирование может быть в статусе общественной организации (по типу Детского Фонда)».

Таким образом, Основатель Центра-Музея, передавший ему бесценное наследие своих родителей, вполне однозначно и аргументировано определил, что только общественный статус Музея позволит ему функционировать оптимально, поверх ведомственных барьеров и независимо от любых других структур и организаций. Эти аргументы актуальны и в наше время, когда наука и культура финансируется очень ограничено. И любые рассуждения, что все изменилось и сейчас лучше, чем в 90-е годы прошлого столетия, – это просто спекуляции. Именно сейчас не лучше, а в чем-то даже сложнее, чем было тогда. Поэтому лишь общественная форма Музея позволит ему выжить, конечно, если те, кто должен заботиться о культуре по своему статусу, будут не то что активно помогать (на это пока мало надежды), но хотя бы не мешать, а уж тем более не вредить.

И еще одно положение, имеющее непосредственное отношение к реализации предложенной С.Н. Рерихом концепции музея, носит принципиальный характер. На вопрос о руководителе Центра-Музея С.Н. Рерих в статье «Медлить нельзя!» однозначно отвечает: «Я со своей стороны не вижу лучшей кандидатуры, чем Людмила Васильевна Шапошникова, индолог и писатель, человек деловой, давно занимающийся этими проблемами и мне лично давно и хорошо известный». Именно ей он доверил реализацию задуманного им Музея, зная, что она скорее умрет, чем отступит от его завета. И вся последующая трудная и местами трагическая история становления и развития Центра-Музея имени Н.К. Рериха подтвердила, что он не ошибся. Л.В. Шапошникова строила МЦР и Центр-Музей по канонам Красоты и Культуры, и все мы – очевидцы и свидетели процесса становления МЦР – наблюдали это поразительное и уникальное восхождение по ступеням Красоты.

То, чем стал сейчас Музей, просто поражает! Продумана и утверждена красотой каждая деталь формы, начиная со двора и заканчивая оформлением экспозиции. Интерьеры залов, которые постоянно совершенствовались в ходе творческого процесса развития Музея, руководимого Л.В. Шапошниковой, достигли истинно рериховского звучания – новые декоры близки краскам Рериха. Причем, каждый зал звучит по-особенному, в соответствии со своим тематическим предназначением. Особенно выделяется зал Живой Этики. Для творческого решения его композиции, наверно, еще не существует специальной терминологии – настолько это смелый шаг в будущее музейного дела. Но это необычное решение принесло главное – космический дух самого Учения. Находящемуся в атмосфере этого зала становятся ближе и понятнее многие категории Живой Этики, такие как Космический Магнит, космическая эволюция, Иерархия и многое другое. А человека, не знакомого с философской частью наследия Рерихов, вводит в пространство духа этой философии та красота и гармония, которая царит в Музее. Неспроста Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова провела в стенах Музея во время своего визита в мае 2015 года полтора часа вместо пятнадцати минут по протоколу, и оставила запись: «С большим волнением посетила Музей Рериха. Пакт Рериха, подписанный еще в 1935 году, стал основой Международной конвенции защиты культурных ценностей в конфликтах, которую ЮНЕСКО ценит. Эта мудрость и гуманизм Рериха продолжают нас вдохновлять!» [20].

Отдельно нужно говорить о той культурно-просветительской деятельности, которую проводит МЦР именно сейчас, в условиях дефицита финансирования, только при поддержке общественности. Достаточно посмотреть афиши и новостную ленту на сайте МЦР, чтобы убедиться, что, не смотря ни на что, Музей живет активной жизнью и несет людям красоту, добро и Свет. Проводятся выставки, передвижные и тематические, конкурсы детского рисунка, работают мастер-классы живописного искусства и художественные студии, организуются беседы-экскурсии самой широкой тематики. Конференции, лекторий, научные семинары и другие проекты ОНЦ КМ привлекают ученых и всех интересующихся философией Живой Этики. Продолжается издательская деятельность. Многие ли государственные музеи, находящиеся на бюджетном финансировании, могут продемонстрировать такую активность?

Государственный музей Востока и вопросы рериховедения

А теперь посмотрим, что же нам предлагают в качестве альтернативы сторонники огосударствления Наследия Рерихов? Суть этого альтернативного решения была изложена в выступлении на Коллегии Минкульта РФ 16 февраля этого года гендиректора Музея Востока А.В. Седова – создание в усадьбе Лопухиных (где сейчас базируется МЦР и его общественный Центр-Музей имени Н.К. Рериха) государственного «Музея семьи Рерихов» как филиала ГМВ. Решением коллегии намерение ГМВ было одобрено, предложенная концепция «Музея семьи Рерихов» поддержана и для скорейшей реализации этого решения коллегии ответственным был назначен замминистра В.В. Аристархов.

О вопиющей аморальности такого решения нужно говорить отдельно, что, собственно, сделано уже многими, кому, действительно, небезразлична судьба наследия Рерихов [21]. В представленной на коллегию концепции все было подано так, как будто с общественным Музеем имени Н.К. Рериха уже покончено. Правда, в выступлении заместителя директора ГМВ по научной работе Т.К. Мкртычева прозвучала мысль о каком-то иллюзорном партнерстве: «Да, это может быть партнерство с общественной организацией, но весь фонд, который является не принадлежащим МЦР, должен перейти в государственную часть музейного фонда Российской Федерации. Это позиция достаточно четкая. В остальном мы не собираемся вмешиваться в дела Международной организации, касающиеся изучения духовного наследия семьи Рерихов». Но это же «партнерство» грабителя с ограбленным! Кроме того, в этой фразе вылезла на свет истинная цель всего мероприятия – захват музейного фонда, имеющего, заметим, немалую материальную ценность. Что же до духовной части Наследия Рерихов, то оно захватчикам только помеха.

Как же они намерены распорядиться этой материальной частью Наследия? Выступая на коллегии Минкульта РФ, предполагаемый директор будущего государственного Музея семьи Рерихов провозгласил: «Эти задачи имеют более академический характер, и эти задачи направлены на удовлетворение тех потребностей большей части нашего населения Российской Федерации увидеть произведения действительно выдающегося художника, действительно интересного мыслителя, который интегрировал, соединял в своем творчестве наследие и русской культуры, и Востока, и Запада. И мне бы хотелось сказать, что данный музей будет... безусловно прекрасной площадкой для настоящей реальной пропаганды русского искусства. Идеи Рериха востребованы во всем мире, и их нужно только привести в надлежащее состояние. Мне кажется, что в настоящий момент мы как раз приближаемся к этому». То есть под фальшивым прикрытием большей доступности самым широким слоям населения (как будто сейчас населению закрыт вход в Музей имени Н.К. Рериха) выкидывается вся философская основа творчества Рерихов, духовная часть их Наследия. И страшно подумать, во что может вылиться «приведение в надлежащее состояние» идей Рериха. Какими «академическими» методами можно вынуть душу из произведений Рерихов и вставить туда нечто «надлежащее»? Впрочем, возможно и сам г-н Мкртычев не знает, о чем говорит, ибо его познания в области рериховедения близки к нулю. Критическая оценка рериховедческого потенциала Т.К. Мктрычева дана многими исследователями [22], в том числе и теми, кого не назовешь сторонниками МЦР [23].

То же можно сказать и о позиции по отношению к наследию Рерихов всего ГМВ. Хорошо известна точка зрения О.В. Румянцевой, долгие годы возглавлявшей рериховское направление деятельности ГМВ, заключающаяся в том, что она всегда стремилась отделить художественную часть творчества Рерихов от мировоззренческой, выраженной в книгах Живой Этики. Теперь ей на смену пришел В.А. Росов, концептуальный подход которого состоит в попытках свести эволюционную деятельность Н.К. Рериха к банальным земным политическим интригам. Такое приземленное, а часто и клеветническое отношение к жизни и творчеству Рерихов сквозит во всей деятельности ГМВ.

Возьмем, к примеру, официальный сайт музея. Его раздел «Наследие Рерихов» не популяризирует наследие великой семьи, а служит цели показать свою собственную значимость в деле изучения этого наследия. На сайте мы не найдем материалов по творческому осмыслению и действительной популяризации рериховского наследия, кроме упоминаний о проведенных лекциях и перечисления прочих заслуг в организации экспозиции картин Рерихов. Как большое достижение подается открытие двух новых сайтов-сателлитов: «Наследие Рерихов» и «Пакт Рериха». Они скомпонованы из оцифрованных картин, фотографий, открыток и прочих архивных материалов. Сама по себе работа по переводу в электронный вид архивов нужная и важная, но выполнена она была еще в 2010 году и чисто технически, без какой-либо научной обработки и пояснительных комментариев. Сайт «Пакт Рериха», открытый накануне 81-й годовщины подписания Пакта, но состоящий из материалов, приуроченных к 75-й годовщине, выглядит просто нелепо, особенно когда подается в ключе «нового слова в рериховедении». Архив Кэтрин Кэмпбелл – это перечень отсканированных документов без какой-либо систематизации, не говоря уже о научной обработке, и даже простого пояснения, что это за документы и откуда они взялись. Такое ощущение, что работу делали технические исполнители, возможно, приглашенные специалисты по сканированию, а вот научный отдел «Наследия Рерихов», возглавляемый В.А. Росовым, даже не удосужился подготовить маломальские комментарии. То же относится и к разделу сайта «Наследие Рерихов», представляющему живописные работы Рерихов, хранящиеся в ГМВ. Подраздел «Фондохранилище» вообще пуст. Или там уже нечего сканировать? Поиск по сайту не работает. В любом случае такое поспешное выставление сырого материала наводит на размышление о связи этого действия с прошедшим незадолго до этого заседанием коллегии Минкульта РФ. Видимо, нужно было продемонстрировать свою активность в «деле рериховедения».

Совсем свежий и очень красноречивый пример отношения к Рериху в Музее Востока: 15 апреля там состоялся междусобойчик коллектива ГМВ и представителей НРК – застолье [24], посвященное то ли 81-й годовщине Пакта Рериха, то ли дню рождения О.В. Румянцевой. Скорее второе, ибо из всего материала, размещенного на сайте ГМВ в связи с этим мероприятием, только первый абзац содержит информацию о Пакте, все остальные повествуют о трудовой деятельности О.В. Румянцевой и ее качествах. Даже как-то странно, что такое скорее «узкосемейное» событие подается под громким названием «День Знамени Мира в Музее Востока». Хотя, впрочем, все закономерно – таков уж уровень рериховедения в данном музее, да и в новообразованном Национальном рериховском комитете вкупе с ним. Никакого почтения и уважения ни к самому Н.К. Рериху, ни к его гуманитарной и общественной деятельности. Высшие категории не находят здесь отклика и понимания, вместо этого внимание уделяется земным обыденным делам.

На совершенно ином, высоком международном уровне был проведен торжественный вечер, посвященный 81-й годовщине Пакта Рериха, в общественном Музее имени Н.К. Рериха [25]. Тематика вечера определялась его названием: «Актуальность идей Пакта Рериха в современном мире». Это было истинно общественное мероприятие, открытое для широкой публики, заполнившей не один зал Усадьбы Лопухиных. На вечере присутствовали и выступили с приветственным словом Посол доброй воли ЮНЕСКО, член Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО А.В. Очирова, заместитель Директора Информационного центра ООН в Москве В.С. Павинский, Полномочный Посол Сирийской Арабской Республики в РФ Риад Хаддад, Полномочный Посол Республики Ирак в РФ Исмаил Шафик Мухсин, Временный поверенный в делах Боливарианской Республики Венесуэла Альваро Санчес Кордеро, Советник по вопросам культуры Посольства Колумбии в РФ Рубен Дарио Флорес Весила, второй секретарь Посольства Индии в РФ Джейсундхар, академик Российской Академии художеств А.А. Золотов, Полномочный представитель по строительству мемориального храма на Поклонной горе Баир Цымпилов, председатель Санкт-Петербургского отделения МЦР Э.А. Томша. Они отметили важность сохранения культурного наследия народов и важную роль Пакта Рериха в деле защиты культуры в наше сложное время. В завершение вечера состоялся концерт классической музыки. Именно так в МЦР отмечают все знаменательные события, связанные с жизнью и творчеством семьи Рерихов.

И любое сравнение МЦР и ГМВ будет не в пользу последнего. Сайт МЦР, тщательно концептуально разработанный Людмилой Васильевной Шапошниковой, являет собой сочетание красоты и информационной насыщенности. В нем желающие найдут любую информацию о Рерихах, в том числе творчески осмысленную. Кроме хронологии их жизни и каталога произведений, здесь широко представлены научные исследования всего диапазона рериховского наследия – от живописи до философии Живой Этики.

Что же касается выставочной деятельности, то и здесь ГМВ далеко позади со своими 24-мя выставками произведений Рерихов, проведенных начиная с 1980 года, в то время, как МЦР провел за время своего существования (то есть за срок на 10 лет меньше) более 670-ти. При этом более 500 картин Н.К. Рериха и С.Н. Рериха выставлялись не только в России, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья. Сотни тысяч людей приобщились на них к бесценному культурному наследию семьи Рерихов, а не «группа лиц» или «70 членов МЦР», как пытаются внушить всем Т.К. Мкртычев и другие антагонисты МЦР. Причем приобщились творчески, на основе взаимодействия их духа с красотой и гармонией оригиналов, а не путем потребительских шоу типа мультимедийных выставок, устроенных «рериховедом» Т.К. Мкртычевым при пособничестве чиновников Минкульта. Так где же, действительно, о Культуре моление?

Заключение

Как показывают все дела определенных чиновников Министерства культуры, во главе с министром В.Р. Мединским, руководства Государственного музея Востока, Национального Рериховского Комитета и некоторых представителей рериховского движения, не о Культуре их моление. Культура как культ Света, как средоточие высокой космической энергетики Красоты их просто не интересует. Ими движут весьма приземленные интересы, подогреваемые материальной, вернее, денежной ценностью наследия Рерихов. А еще немалую роль играют территориально-имущественные претензии, ведь Усадьба Лопухиных, находящаяся в центре столицы и усилиями тысяч людей и меценатов превратившаяся в архитектурную жемчужину, представляет собой «лакомый кусочек». В примитивно меркантильных побуждениях чиновников от культуры нас лишний раз убеждают громкие коррупционные скандалы, сотрясающие в последнее время ведомство В.Р. Мединского.

Но не только в этом дело. «Центру негативной стратегии», от которого исходят все нити борьбы за наследие Рерихов, необходимо подменить истинное культурное строительство, которое несет это Наследие, бездуховным потребительством в духе отмеченных мультимедийных выставок. Потому он так стремится уничтожить МЦР с его общественным Музеем имени Н.К. Рериха, что именно там рождается не только новое несение культуры и Наследия Рерихов в жизнь, но и новое мировоззрение, новые подходы ко всем аспектам культурной и духовной жизни, включая науку и искусство. Эти подходы предполагают свободное осознанное восприятие мира, свободу воли и выбора каждого человека, что категорически не устраивает «стратегов», желающих безраздельно управлять невежественными умами. Здесь пролегла линия борьбы Света и тьмы, и распознать – кто есть кто – можно по энергетическому соответствию, сродству, резонансу. Слова чиновников от культуры о Культуре и культурном достоянии не наполнены Светом и духом и поэтому звучат фальшиво. Потому и их дела безрадостны и аморальны.

А настоящим приверженцам Культуры в лице руководства МЦР, его коллектива и всех, кто их поддерживает, адресуем слова Н.К.Рериха из очерка «Борьба с невежеством»:

«Слава поборникам Культуры!
    Слава труженикам!
    Слава бесстрашным!»

Заместитель Председателя
Международной общественной организации «Украинское Рериховское общество»
– коллективного члена Международного Центра Рерихов (Киев, Украина),
канд. техн. наук Т.П. Сергеева

ПРИМЕЧАНИЕ
  1. См.: Шапошникова Л.В. Меч Мира. М.: Международный Центр Рерихов, 2015. С. 33.
  2. См., например: Шапошникова Л.В. Препятствиями мы растем. К 15-летию Международного Центра Рерихов // 100 лет со дня рождения С.Н.Рериха. Материалы Междунар. научно-общест. конф. 2004. М: Международный Центр Рерихов; Мастер-Банк, 2005. С. 522-229; Шапошникова Л.В. Меч Мира. М.: Международный Центр Рерихов, 2015. С. 23-48; Шапошникова Л.В. Свет и тернии Космического пути планеты Земля. М.: Международный Центр Рерихов, 2015. С. 440-449.
  3. Бакланов М.М. Наследство Рерихов для Новой страны [Электронный ресурс] // Портал Адамант. Режим доступа: http://www.lomonosov.org/article/nasledstvo_rerihov_dlya_novoj_strany.htm (дата обращения 21.04.2016).
  4. См.: Решение первой всесоюзной встречи представителей рериховских обществ [Электронный ресурс] // Международный Совет рериховских организаций: сайт. Режим доступа: www.roerichs.com/Publication/About_Council/solution.htm (дата обращения 21.04.2016).
  5. Защитим Имя и Наследие Рерихов. Документы. Публикации в прессе. Очерки. В 7 томах. М: Международный Центр Рерихов; Мастер-Банк, 2000-2014.
  6. См. раздел «Защита Имени и Наследия Рерихов» [Электронный ресурс] // Международный Центр Рерихов: сайт. Режим доступа: www.roerichs.com/Publication/About_Council/solution.htm (дата обращения 21.04.2016).
  7. В заявлении пресс-службы Центрального Банка было отмечено, что отзыв лицензии был вызван «неисполнением «Мастер-Банк» (ОАО) федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, установлением фактов существенной недостоверности отчетных данных, неоднократным нарушением в течение одного года требований, предусмотренных статьей 7 (за исключением пункта 3 статьи 7) Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Далее в пресс-релизе сказано, что «кредитная организация была вовлечена в проведение крупномасштабных сомнительных операций».
  8. См.: Предписание МГТУ Банка России от 18.11.2013 г. за № 40-2-08/119399ДСП [Электронный ресурс] // Международный Центр Рерихов: сайт. Режим доступа: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=2861#pred (дата обращения 21.04.2016).
  9. [Электронный ресурс] // Портал «Культура». Режим доступа: http:// zovnet.ru/union/index.htm (дата обращения 21.04.2016).
  10. [Электронный ресурс] // Портал «Культура». Режим доступа: http:// zovnet.ru/union/forum/index.htm (дата обращения 21.04.2016).
  11. Наследие великой семьи Рерихов, являющееся национальным достоянием России, находится в опасности! [Электронный ресурс] // Международный комитет гражданской дипломатии: сайт. Режим доступа: http://mkgd.ru/ (дата обращения 21.04.2016).
  12. См. дискуссию «Минкульт против рериховского движения» [Электронный ресурс] // Портал «Адамант»: Режим доступа: http://www.lomonosov.org/article/minkult_protiv_rerihov.htm (дата обращения 21.04.2016).
  13. Хроника разрушительных действий Министерства культуры против общественного Музея имени Н.К. Рериха [Электронный ресурс] // Сохраним Музей Рериха: сайт. Режим доступа: http://www.save-roerich-museum.ru/minkult-protiv-muzeya-reriha/ (дата обращения 21.04.2016).
  14. Марина Алексинская. И один в поле – воин. [Электронный ресурс] // Газета «Завтра»: сайт. Режим доступа: http://zavtra.ru/content/view/i-odin-v-pole-voin/ (дата обращения 21.04.2016).
  15. См., например: Скородумов С.В. «Не в силе Бог, а в правде!» [электронный ресурс] // Международный Центр Рерихов: сайт. Режим доступа: http://www.icr.su/rus/protection/heritage/museum/skorodumov-ne-v-sile-bog-a-v-pravde.php (дата обращения 21.04.2016). Александр Владимиров. Международный Центр Рерихов и помощь государства [Электронный ресурс] // Международный Центр Рерихов: сайт. Режим доступа: http://www.icr.su/rus/protection/heritage/museum/skorodumov-ne-v-sile-bog-a-v-pravde.php (дата обращения 21.04.2016).
  16. Вернее пока что существует лишь Оргкомитет, который якобы готовит учредительные документы, формирует программу деятельности, структуру и тому подобное новой по форме (общественно-государственной) организации.
  17. Состав Оргкомитета [Электронный ресурс] //Общественно-государственный диалог «Наследие Рерихов»: сайт. Режим доступа: http://наследие-рерихов.рф/proekt-nasledie-rerikhov/sostav-orgkomiteta (дата обращения 21.04.2016).
  18. См.: Ответ Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н. Рериха на заявление Национального рериховского комитета. [Электронный ресурс] // Международный Совет Рериховских организаций: сайт. Режим доступа: http://www.roerichs.com/otvet-na-zayavlenie-natsionalnogo-rerihovskogo-komiteta-2/ (дата обращения 21.04.2016). Фролов В.В., Куцарова М.П. Культура – вне политики. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.icr.su/rus/protection/heritage/museum/frolov-kutsarova-kultura-vne-politiki.php (дата обращения 21.04.2016).
  19. Рерих С.Н. Медлить нельзя // «Советская культура», 29 июля 1989 г.
  20. Запись Генерального директора ЮНЕСКО Ирины Боковой в книге отзывов Центра-Музея имени Н.К.Рериха. [Электронный ресурс] // Международный Центр Рерихов: сайт. Режим доступа: http://www.icr.su/upload/medialibrary/ca3/100515_otzyv.jpg (дата обращения 21.04.2016).
  21. См. раздел «В защиту Музея имени Н.К. Рериха»: [Электронный ресурс] //Международный Центр Рерихов: сайт. Режим доступа: http://www.icr.su/rus/protection/heritage/museum/index.php (дата обращения 21.04.2016). раздел «Общественный Музей имени Н.К. Рериха нуждается в защите»: [Электронный ресурс] // Международный Совет Рериховских организаций: сайт. Режим доступа: http://www.roerichs.com/protection/save-museum/ (дата обращения 21.04.2016).
  22. См, например: Дьяченко И.Ю. Заметки о сборнике Музея Востока «Свет Шамбалы: духовная культура Востока в жизни и творчестве Рерихов» // [Электронный ресурс] // Международный Центр Рерихов: сайт. Режим доступа: http://www.icr.su/rus/protection/reviews/dyachenko.php (дата обращения 21.04.2016). Книжник Т.О. Вперед в прошлое? [Электронный ресурс] // Международный Центр Рерихов: сайт. Режим доступа: http://www.icr.su/rus/protection/heritage/museum/collegium/T-Knijnik.php (дата обращения 21.04.2016). Ревякин Д.Ю., Прохорычев А.Л. Пальмира в центре столицы [Электронный ресурс] // Международный Центр Рерихов: сайт. Режим доступа: http://www.icr.su/rus/protection/heritage/museum/collegium/revyakin-prohorychev.php (дата обращения 21.04.2016).
  23. См. дискуссию на сайте А.П.Пузикова: [Электронный ресурс] // Портал «Культура». Режим доступа: http://www.zovnet.ru/forum/viewtopic.php?f=2&t=62&start=495 (дата обращения 21.04.2016).
  24. Об этом свидетельствуют фотографии, сопровождающие отчет об этом мероприятии: [Электронный ресурс] // Режим доступа: Государственный музей Востока: сайт. Режим доступа: http://www.orientmuseum.ru/news/-item=874.aspx (дата обращения 21.04.2016).
  25. Торжественный вечер, посвященный 81-й годовщине Пакта Рериха: «Актуальность идей Пакта Рериха в современном мире» [Электронный ресурс] // Международный Центр Рерихов: сайт. Режим доступа: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=4578 (дата обращения 21.04.2016).
Информация подготовлена по материалам: Международного Центра Рерихов Центр-Музей имени Н.К.Рериха