Семинар

Вторник,
28 ноября 2017
Начало в 18:30

Тема:

Ю.Н.Рерих как творец
новой индологии.
К 115-летию со дня рождения

г.Киeв-34,
ул.Владимирская, 45-а

Киевский дом учёных

Выставка

c 19 сентября
по
14 ноября 2017

Персональная выставка
украинского художника-
космиста Владимира Козара
«Индия - Русь - Украина:
два Магнита»

ВХОД СВОБОДНЫЙ

г.Киeв-34,
ул.Владимирская, 45-а

Киевский дом учёных

новый сайт

Культура и цивилизация или борьба Света и тьмы?
Лишение лицензии «Мастер-Банка» –
урон не только для культуры России

Т.П.СЕРГЕЕВА
заместитель председателя МОО
«Украинское Рериховское общество» –
член Международного Центра Рерихов
Борис Ильич Булочник

Борис Ильич Булочник

Проблема взаимодействия и борьбы двух противоположностей – Культуры и цивилизации – неоднократно привлекала внимание передовых мыслителей человечества. Хотя и существует весьма распространенное понимание цивилизации как синонима культуры[1], тем не менее, это явления разной природы. Культура – это творческое проявление духа человека, результат его духовной деятельности, а цивилизация – гражданственное и общественное обустройство жизни человека в ее материальных аспектах. Их взаимодействие определяет уровень развития, благополучия и стабильности сообществ и государств. Без развития Культуры цивилизация вырождается и гибнет, чему немало примеров в истории человечества[2].

Наше время характерно тем самым глобальным кризисом цивилизации, который вызван небрежением, а то и противостоянием цивилизации, с ее ориентацией на материальные ценности, Культуре. Великий гуманист, инициатор международного движения в защиту культурного достояния человечества, всемирно известный художник Николай Константинович Рерих определял Культуру как почитание Света, как любовь к человеку, сочетание жизни и Красоты, синтез возвышенных и утонченных достижений. Он называл Культуру оружием Света, синтезом действенного Блага, видел в Культуре очаг просвещения, двигатель прогресса человечества и единственное спасение и выход из тупиков механистической цивилизации[3]. И что же может противостоять этому Свету культуры, как не самая явленная тьма?

Живым примерам такого противостояния в наше время несть числа. И одним из самых последних можно назвать лишение лицензии Центральным Банком Российской Федерации (Банк России) 20 ноября 2013 года ОАО «Мастер-Банк».

На строительстве Вьетнамской ГЭС.<br>
Середина 1980-х гг.

На строительстве Вьетнамской ГЭС.
Середина 1980-х гг.

Казалось бы, какое отношение имеет коммерческая структура к вопросам культуры? Самое непосредственное! Ни для кого не секрет, что в нашем плотном материальном мире с его гипертрофией материальной выгоды без финансовой поддержки невозможно осуществление выставок, концертов и прочих самых разных видов творческой деятельности человека. Не говоря уже о становлении, росте и развитии общественного Музея, за все время своего существования не получившего на свою деятельность ни копейки государственных средств.

Речь идет о Международном Центре-Музее имени Н.К.Рериха. Один из основателей Музея, Борис Ильич Булочник – председатель Правления Мастер-Банка. С первых трудных лет становления общественного Музея, созданного по воле Святослава Николаевича Рериха, младшего сына Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов, он принимает самое активное участие в его жизни, является истинным Другом Музея, сотрудником и помощником его Генерального директора – Людмилы Васильевны Шапошниковой. Можно с уверенностью сказать, что без финансовой поддержки Бориса Ильича, оказываемой в духе лучших традиций российского меценатства – абсолютно бескорыстно и без афиширования своей Благо-творительной деятельности, Музея, каким он есть сейчас, – не было бы.

Б.И.Булочник родился, получил образование и первое трудовое крещение в Украине. У него замечательная специальность – строитель. И это созидательное начало дало отпечаток на всю его жизнь. Куда бы ни забросила его судьба, Борис Ильич везде создавал новое. Сначала это были сугубо материальные объекты, такие как корпуса Камского автозавода, здание пресс-центра Олимпиады-80, ГЭС во Вьетнаме. Потом он создавал экономические структуры, проявив себя при этом как талантливый организатор. Но главным делом его жизни стало созидание в сфере культуры. Ведь только так можно назвать его постоянную поддержку Музея имени Н.К. Рериха. Или восстановление фабрики в Жостово Московской области, благодаря чему сохранена культурная традиция изумительной жостовской росписи, близкой по духу украинской петриковской росписи. В поле внимания мецената и Московская государственная консерватория им. П.И.Чайковского, и театр детской книги «Волшебная лампа», и танцевальная группа «Игра» при Государственном доме культуры для инвалидов «Надежда».

Н.М. и Б.И.Булочники с Л.В.Шапошниковой на территории
Международного Центра Рерихов

Н.М. и Б.И.Булочники с Л.В.Шапошниковой
на территории Международного Центра Рерихов.
Середина 1990-х гг.

На примере сотрудничества Бориса Ильича Булочника с Международным Центром Рериха можно видеть, что вся эта многообразная деятельность на ниве культуры – следствие его необычайной одаренности, как разнообразными талантами, так и высокими моральными и духовными качествами. Он не просто оказывает финансовую поддержку культурным проектам. Профессионал высокого класса в любом деле, за которое он берется, Борис Ильич никогда не ограничивается узкими рамками специальности. Как человек пытливый и неравнодушный, он входит во все нюансы и обстоятельства дела. В жизни МЦР его интересует не только строительство, реставрация и техническое оснащение. Вместе со своей супругой – спутницей жизни и сотрудницей во всех делах – Надеждой Михайловной, Борис Ильич присутствует на научных конференциях, проводимых Международным Центром Рерихов, и его искренняя заинтересованность вдохновляет выступающих. Бориса Ильича и Надежду Михайловну можно видеть на концертах, вечерах и в рабочей обстановке в самых разных отделах МЦР. Можно без преувеличения сказать, что не только финансовой помощью, но и теплотой своих сердец чета Булочников способствует плодотворной работе коллектива сотрудников МЦР, возглавляемого Людмилой Васильевной Шапошниковой. Наглядным результатом этой работы стал прекрасный Музей мирового уровня, известный во многих странах ближнего и дальнего зарубежья.

Международный Центр Рерихов, основу которого составляет Музей имени Н.К. Рериха, благодаря поддержке Б.И. Булочника проводит большую культурную работу, основанную на гуманистических идеях Рерихов, на принципах Красоты и Знания, и направленную как на изучение и популяризацию творческого наследи семьи Рерихов, так и на поддержку и сохранение мирового культурного достояния. Кроме выставочной деятельности – в постоянной экспозиции в возрожденной усадьбе Лопухиных и в передвижных выставках, ведется самая широкая научная работа от археологических раскопок в усадьбе до разработки философских аспектов нового космического мировоззрения. Лекции, научные семинары, ежегодные конференции – только видимая широкой публике ее часть. Публикаторская деятельность МЦР по своему уровню и масштабу сделает честь любому издательству. Выпускаемый Центром журнал «Культура и время», в котором освещаются различные проблемы российской и мировой науки и культуры, вошел в российский «Золотой фонд прессы». Проект МЦР «Пакт Рериха. История и современность» призван воплотить на международном уровне идеи Н.К. Рериха – автора уникального и ныне действующего международного Договора о защите культурного достояния человечества. Предусмотренные проектом мероприятия с большим успехом прошли в ряде стран Европы и Латинской Америки и поддержаны в этих странах на правительственном уровне. Планируется претворение в жизнь Проекта в городах России, Украины, Беларуси.

И вся эта многогранная культурная деятельность поставлена под удар: лишение «Мастер-Банка» лицензии делает ее практически не реализуемой и, более того, ставит под угрозу существование самого Международного Центра Рерихов и Музея имени Н.К. Рериха.

Н.М и Б.И.Булочники на ежегодной Международной конференции МЦР

Н.М и Б.И.Булочники
на ежегодной Международной конференции МЦР

Можно строить различные предположения о том, кому и зачем понадобилось ликвидация одного из успешнейших банков России. Но нас, на протяжении всех лет существования Центра-Музея, видевших Бориса Ильича Булочника в жизни и деле, знающих его как скромного, порядочного, высоко морального человека и бескорыстного Мецената, предъявленные ему нелепые обвинения могут убедить только в одном – на наших глазах творится очередное бесчинство тьмы, направленное на подрыв несущего Свет культурного строительства. Цивилизация руками своего чиновничьего аппарата и СМИ, развернувших оголтелую кампанию травли успешного банкира и Мецената, пытается не только расправиться с Культурой России, но и лишить надежды на защиту своего национального культурного достояния народы других стран.

Завещанное Рерихами великое культурное строительство, в котором Борис Ильич Булочник с самого начала принимал участие вместе с другими основателями Центра-Музея имени Н.К. Рериха – Людмилой Васильевной Шапошниковой и Юлием Михайловичем Воронцовым имеет для нас, кому посчастливилось быть их современниками, непреходящее значение.

Мы не останемся в стороне от происходящего и будем сражаться до конца за торжество Культуры.

ПРИМЕЧАНИЯ
  1. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. - С. 765.
  2. Подробнее см.: Рерих Н.К. Культура и цивилизация. М.: МЦР. – 1994. - 200 с.
  3. См.: Рерих Н.К. Культура и цивилизация. М.: МЦР. – 1994. - С. 41.