Семинар

Вторник,
28 ноября 2017
Начало в 18:30

Тема:

Ю.Н.Рерих как творец
новой индологии.
К 115-летию со дня рождения

г.Киeв-34,
ул.Владимирская, 45-а

Киевский дом учёных

Выставка

c 19 сентября
по
14 ноября 2017

Персональная выставка
украинского художника-
космиста Владимира Козара
«Индия - Русь - Украина:
два Магнита»

ВХОД СВОБОДНЫЙ

г.Киeв-34,
ул.Владимирская, 45-а

Киевский дом учёных

новый сайт

Рерих и Украина

В.А.КОЗАР,
председатель Украинского Рериховского общества,
художник-космист
Почаевская лавра. Троицкий собор

Почаевская лавра. Троицкий собор

Особая лиричность и тонкость личного восприятия украинских поэтов подготовили прекрасное основание для восприятия тонкого мира в той ипостаси, о которой написано в Живой Этике.
Людмила Шапошникова. 1996 г. [1]

В 2014 году вся мировая общественность отмечает 200-летие со дня рождения Тараса Шевченко – Великого Духа, Кобзаря-Махатмы, Пророка, поэта, художника, предвестника Новой Эпохи» Семьи Вольной Новой», Предтечи Нового морально-этического Учения Живой Этики. Шевченко сыграл огромную по своему значению роль не только в судьбе Украины, России, славянства, мира в целом, но и в жизни семьи Рерихов.

Одновременно с Шевченко в этом году мы празднуем 140-летие со дня рождения Великого Мудреца – Маха-Риши Николая Рериха, выдающегося подвижника культуры, всемирно известного художника, ученого, философа, историка, археолога, путешественника, общественного деятеля, автора Пакта Рериха. Известно, что Рерих любил Украину, ее славного певца Шевченко и всех поклонников украинского национального гения, которые собирались на квартире Рериха-отца в Петербурге.

Шевченко и Рерих предстают сегодня как два Гиганта Духа, как Спасители человечества в грозное время глубокого духовного кризиса и раздора между дружественными народами. В тяжелые времена затемнения сознания люди обращаются к Свету. Поэтому призываем братские народы обратиться к мудрости Светочей Духа, к светлому пути Красоты и Культуры, к Братству и мирному народоустроению на Земле, основы которых заложили своим творческим самопожертвованием Сыновья и Дочери Высшего Разума.

Эти юбилеи усиливают еще несколько юбилеев:
– 135-летие со дня рождения жены художника – Елены Ивановны Рерих, оригинального философа, писательницы, соавтора художественных произведений и научных трудов, открытий своего мужа, деятельность которой менее известна, но имеет не меньшее значение для человечества. По выражению Н.К.Рериха, все его произведения «надо было бы подписывать двумя именами – мужским и женским»;
– 110-летие со дня рождения их сына, Святослава Николаевича Рериха – всемирно известного художника, ученого, общественного деятеля.

Почаевская Лавра. Троицкий собор. Мозаика Н.К.Рериха «Спас Нерукотворный и князья святые». Главный портал Троицкого собора Почаевской Лавры

Почаевская Лавра. Троицкий собор.
Мозаика Н.К.Рериха «Спас Нерукотворный и князья святые».
Главный портал Троицкого собора Почаевской Лавры

Среди мировых деятелей культуры немного можно найти личностей, которые ставили перед собой такие масштабные планетарные задачи, как Шевченко и Рерих. Поэтому подобные сочетания имеют исключительное значение. Без преувеличения можно сказать, что их объединяла искренняя любовь к Украине, как к еще не открытому духовному материку чрезвычайно утонченной культуры, полной сердечности и душевной лиричности. Энергетика этой культуры должна сыграть свою роль в грядущих преобразованиях мира как общечеловеческое явление.

Наследие Семьи Рерихов, которая составляет неразрывное целое, вернулось к нам после долгих лет замалчивания, неприятия и ограниченного допущения небольшой части картин и отдельных очерков только Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов. Творчество всех членов Семьи, выдающаяся ее часть – научно-философская, было под запретом. Большая часть наследия неизвестна большей части народа Украины и теперь.

Действительно существуют судьбоносные связи и сочетания, значение которых невозможно оценить сегодня. Особенно теперь, когда человечество переживает всевозможные кризисы, в том числе и кризис культуры, которую Н.К.Рерих считал основой жизни, и попрание которой приводит к глобальным катастрофам планетарных масштабов.

Нам, сегодняшним, озабоченным судьбой молодой страны Украина, так необходимые твердые основы для построения нового общества, так нужно обратиться к мудрости наших пророков для того, чтобы стать на верный морально-этический путь, и... «В СЕМЬЕ ВЕЛИКОЙ, В СЕМЬЕ ВОЛЬНОЙ, НОВОЙ...» каждый индивидуально мог ощутить себя счастливым творцом прекрасного будущего.

И невозможно придумать лучшего стечения обстоятельств, чем эти юбилеи 2014 года, чтобы дать народу энергетический импульс Великих Подвижников Мира, которые всю свою жизнь положили ради этого будущего. Тем более, что о Годе Культуры объявила Россия. Разве не мудро было бы совместно вернуться к Культуре как Знамени Мира, согласно концепции Николая Рериха?

К слову, Украина впервые праздновала юбилеи Рерихов в 1994 году согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 29 марта 1994 г. № 84 «О праздновании юбилеев Н.К.Рериха и С.М. Рериха» [2]. Тогда среди стран содружества суверенная Украина была первой и единственной, которая приняла такое постановление. Разве не дает судьба счастливый шанс сегодня?

Рерих и Украина – прекрасное сочетание

Невозможно описать все разнообразие взаимосвязей Рериха с Украиной в его откровенной любви и творческом сотрудничестве с носителями оригинальной самобытной культуры талантливого украинского народа. Можем лишь мозаично их очертить.

На склоне жизни Николай Константинович в очерке «Украйна» многозначительно напишет: «Мои связи с Украиной завязались давно. Гремела труппа Кропивницкого. Заньковецкая, Саксаганский — целая даровитая семья, и чопорный Питер восчувствовал. Украинские песни восхищали, точно бы новая находка <... > Вот и теперь в Гималаях, когда радио дает "Запорожца за Дунаем", яркой, красивой чередой проходят картины Украины. Встают образы Шевченко и Гоголя. И дружба, сердечное дружество сплетается с созвучиями Украины»[3].

Да, больше всего связан с Украиной был Николай Константинович. Еще в 90-х годах ХIХ века на квартире Рерихов в Петербурге начиналось первое общество им. Т.Г.Шевченко. Рерих пишет: ««Дид» Мордовцев, Микешин – целый круг украинцев и поклонников Украины и ее славного певца собиралось у нас под председательством моего отца Константина Федоровича» [3].

Возвышенная романтическая аура вокруг имени Шевченко, в которой рос юный Рерих, была для него судьбоносной во многих аспектах. Его духовными учителями становятся Шевченко, Гоголь, Куинджи, Костомаров, Мордовцев, Микешин. Последний подмечает необычные способности у Николая, дает первые уроки рисования и убеждает отца отдать юношу в ту же Академию Художеств, в которой учился и где жил Т.Г.Шевченко, мемориальную мастерскую которого сберегал сам Микешин. В этой же шевченковской мастерской М.О.Микешин давал и первые уроки Николаю. Там Рерих услышал и увидел произведения Т.Г.Шевченко. Они его поразили навсегда. «Кобзарь» стал настольной книгой для Рериха. Вот что рассказал старший сын Рерихов, Юрий, во время пребывания в Киеве в январе 1959 года: «Кобзарь» принадлежал к любимым книгам отца и часто читался в семейном кругу Рерихов. Отец в течение всей жизни любил Шевченко» [4].

С середины 90-х годов ХIХ в. Николай Рерих проводит экспедиции по Украине, которые превосходят его ожидания и впечатляют.

В 1895 году Рерих совершает свою первую поездку по Днепру, посещает Киев, Софийский Собор, Киево-Печерскую Лавру (очерки «Нерушимая стена» [5], «Киев» [7]). Рерих с отцом специально приезжают на освящение росписи Владимирского Собора в Киеве. И тонкое чутье Рериха отзывается на росписи Врубеля в Кирилловской церкви, имитировавшие мозаики Софии Киевской.

По дороге в Крым Рерих выходит на живописные берега Днепра – Триполье, Канев, Хортицу. Исследует древние могилы, исторические памятники Запорожской Сечи, пишет эскизы, зарисовывает. Сохранился рисунок Рериха «Запорожцы под дубом».

Путешествие по Украине поразило молодого художника. На склоне жизни он вспоминает: «Первое впечатление было в Киеве, где мы остановились на пути в Крым. Был ясный солнечный день, я пошел на базар. Тогда еще базар был истинно Гоголевским сходьбищем. Прекрасные плахты, монисто, вышитые рубашки, ленты, на и шаровары, как синее море. Накупил плахт, всякой всячины, наслушался звонкой певучей речи и навсегда сохранил память о бандуристов» [3]. Начинается большой творческий процесс, который длится фактически всю жизнь.

В 1896 году – большое путешествие путем «из Варяг в Греки». С этого времени внимание Рериха приковано ко всему, что происходит в культурной, научной, религиозной, строительной и особенно археологической жизни Киева и всей Украины. Он тесно сотрудничает с тогдашними деятелями культуры, такими как Иван Пархоменко, Николай Макаренко, Викентий Хвойка, Николай Беляшевский, Дмитрий Яворницкий, Виктор Голубев, Николай Самокиш, Иван Ижакевич, Григорий Нарбут и другие.

В глубине тонкой души молодого Рериха вспыхивают величественные картины прошлой жизни, рождаются грандиозные творческие проекты, связанные с Южной Русью, Приднепровьем, Северным Причерноморьем (Скифией), Крымом, Подольем, Волынью, Галицией, Карпатской и Венгерской Русью, и наконец, с Киевской духовной традицией. Он многозначительно отмечает: «Значение Киева – велико». «Киев – это почти единственная возможность прочитать историю государства» [7].