Семинар

Вторник,
9 апреля 2019
Начало в 18:30

Тема:

Актуальность Пакта Рериха в спасении национальной культуры


г.Киeв-34,
ул.Владимирская, 45-а

Киевский дом учёных

новый сайт

Именно с выпуклости Старокиевской горы над Днепром дух Рериха захватывает бесконечность великой степи, покрытой сединой древности и курганами, которые мерцают таинственностью предчувствия будущих открытий. Окрыленность Рериха рисовала ему уже Великое Переселение и Индию. Он долго одиноко всматривался в бескрайний простор и целые серии замыслов открывались. Значение Киева для него становилось судьбоносным.

Молодой Рерих активно участвует в работе Императорской археологической комиссии и работает с выдающимися археологами Украины Хвойко, Макаренко, Яворницким. Археологические открытия древних культов на территории Украины порождают одну из самых смелых и глобальных догадок Рериха, которая подтвердится потом, значительно позже, уже в Центрально-Азиатской экспедиции (1923-1928 гг.). Догадку о существовании некогда единого источника культуры человечества, о значении великого переселения народов в историческом переосмысления культуры славян, их общих корнях и их значимости для построения будущего.

Ряд крупных научных обобщений и предсказаний Рериха связан с Украиной, Киевом, Киевской Русью, славянством, скандинавским и византийским миром, славяноарийством и индоарийством. Актуальность этих идей возрастает со временем, и сегодня они важны, как никогда.

Существует еще один важный документ из фонда Н.К. Рериха Отдела рукописей Третьяковской галереи: письмо М.О. Микешина Рериху с вложенной фотографией скульптуры украинца, на обороте которой надпись: «Це діло треба розжувати» [6]. А в другом письме он расшифровывает: «Поедешь в Канев на могилу Тараса Григорьевича – поклонись ему низко от меня и скажи, что любил и уважал я его, как родного отца». Кроме того, было известно, что у Микешина остался ларец Шевченко с землей из Украины, который Кобзарь всегда имел при себе. Таким образом, когда в 1896 году умирает Микешин, его поручение относительно поездки в Канев и необходимость положить землю с Украины на могилу Шевченко становятся для Рериха завещанием. Хотя пока еще не найдены документальные подтверждения посещения Рерихом могилы Шевченко в Каневе, все-таки можно без сомнения считать, опираясь на яркие факты сопроводительных документов, записей, зарисовок и обязательность Рериха, что завет Микешина был выполнен.

В конце 1890-х – начале 1900-х годов все его проекты воплощаются в научные экспедиции, раскопки, складываются серии картин «Славяне. Начало Руси», «Каменный век». Возникает проект музея древних славян, где он хочет расписать все от пола и до потолка, замыслы христианских модерных храмов, памятников, мозаик, фресок, театральных постановок и т.п. Практическая реализация этих проектов однозначно подтверждает их связь с Украиной.

Вот небольшой перечень работ, которые говорят сами за себя:
– 1903-1907 годы, совместная работа Н.К.Рериха и архитектора В.А.Покровского в имении ученого-востоковеда В.В.Голубева в селе Пархомовка Володарского района на Киевщине – церковь Покрова Богородицы, архитектура, мозаики и фрески. Архитектурный ансамбль Пархомовки – это не осознанное многими до сих пор явление рождения нового «высокого стиля» в храмостроении и иконографии под влиянием нового прочтения традиций Софии Киевской и народной традиции – своеобразный синтез науки, религии и культуры;
– 1906-1908 годы, совместная работа Н.К.Рериха с архитектором А.В.Щусевым: Троицкая церковь в Почаевской Лавре. Опять оригинальная мозаичная иконография и образное метаисторическое предчувствие событий. Вот что отмечает Рерих в своем очерке значительно позже: «Тридцать лет тому, как на Почаевской мозаике мне захотелось созвать сонм русских воителей. Так над западным входом собрались славные воины, ставшие крепким дозором. Скоро от Запада пришел враг. Враг всякой Руси, враг всех народов русских. Но просчитался враг, жестоко просчитался, потому что не понял сущности Народа Русского»[8].
– 1908 год, в Киеве проходит выставка картин Рериха, вызвавшая широкую полемику в прессе;
– 1909 год, выставка в Харькове. Получают широкое признание эскизы мозаик и росписей церкви в Пархомовке;
– 1910 год, Рерих дарит Киевскому художественному музею картины «Идолы», «Славянский городок»;
– 1911 год, Рерих активно участвует в организации первой выставки картин Т.Г.Шевченко в Киеве. По просьбе директора Киевского городского музея Н.Ф.Беляшевского Н.К.Рерих обращается к М.М.Закревской, чтобы та предоставила на юбилейную выставку картины Шевченко. Рерих телеграфирует в Киев Н.Ф. Беляшевскому: «[С] удовольствием исполню. Рерих» [9];
– 1913 год – вновь выставка в Киеве в составе художественного объединения «Мир искусства».

Н.К.Рерих активно поддерживал возрождение духовного движения Киева и других городов Украины. В то время он увлекается исследованием культуры Подолья, Волыни (фольклор, этнография, археология и т.д.). Результатом стал балет «Весна священная», созданный совместно с композитором Игорем Стравинским на Волыни. Наряду с «Лесной песней» Леси Украинки «Весна Священная» Рериха становятся знаковыми произведениями Обновления Земли как явлений Космических в аспекте Тонкого Мира Живой Этики.

Напомним, что в тогдашней России и других странах Европы шла Духовная революция, которая совпала по времени с социальной. Духовный подъем насыщало национально-освободительное движение всех народов, входивших в три главные империи Европы. Рерих был в фарватере Духовной революции, чувствовал метаисторическую ее поступь и влиял на возрождение народов.

Словом, много у него произведений, сюжеты которых раскрывают новое пространство духовного Возрождения в самом широком смысле. Перед Первой мировой войной он пишет ряд картин-предупреждений, таких как «Три Короны» (находится в Киевском музее русского искусства), «Крик Змия», «Ангел последний», «Сокровище Ангелов», «Князья Святые» в Почаевском Троицком храме, «Покрова», «Царица Небесная», «Спас» в храмовом комплексе Пархомовского имения Виктора Голубева на Киевщине. Сами архитектурные комплексы в неорусском стиле создавались как духовные магниты-обереги Земли перед нашествием страшного врага, «Змия зла», в канун апокалиптического Армагеддона.

Надо сказать, что все эти сюжеты – это, без преувеличения, большие темы, которые требуют специального исследования, и которые включают в себя потенциал захватывающего импульса для будущих исследователей.

С началом первой мировой войны заканчивается творческий период, связанный непосредственно с Украиной, но это окончание чисто условное, так как творческая связь продолжалась на протяжении всей жизни художника. Не взирая на расстояние, разделявшее Рериха и Украину, духовное единство длилось в глубинном сопереживании, сострадательности и сотворчестве в пространстве Культуры.

Хронологически с этим периодом связано творчество младшего брата Рериха, Бориса (1885-1945) – архитектора, художника, археолога, исследователя, графика.

Его деятельность была связана почти со всеми произведениями Николая Рериха того периода: монументально-архитектурными, театрально- декоративными, археологическими раскопками, реставрационными работами в Софии Киевской, Десятинной церкви, Михайловском монастыре, Кирилловской церкви и восстановлении древнерусского храма в Овруче на Волыни.

Борис Рерих был и активным помощником в воплощении идей Николая Рериха по охране памятников культуры, которые затем вылились в Пакт Рериха. Творчество Бориса Константиновича и его судьба также надолго были связаны с Украиной.

Продолжая дело старшего брата и по его просьбе, Борис Рерих включается активно в развитие академических архитектурно-реставрационных структур новой народной республики Украины. Академию Наук создают передовые ученые во главе с В.И. Вернадским на базе львовского Научного общества имени Шевченко и на волне восторга и пафоса от осуществления извечной мечты народа об истинной независимости и свободном народоизъявлении национального духа украинцев к справедливому народоустройству своего государства. Напомним, что Шевченковские идеи народовластия были двигателями творческого волеизъявления многих индивидуальностей и объединений, откликнувшихся на призыв Вернадского и Рериха и выехали на строительство новой страны Украина. Вспомним попутно и Бойчука, поддержанного Рерихом и Шептицким в Париже в идее возрождения «Большого стиля». К сожалению, и эта тема не изучена из-за жестокой реакции 1930-х годов и «Расстрелянного Возрождения».

Борис Рерих как и его брат, внес большой вклад в развитие украинской национальной культуры. Он создал галерею портретов 40 выдающихся ее деятелей. Б.К.Рерих тесно сотрудничал с Михаилом Грушевским, Николаем Макаренко, Михаилом Бойчуком, Григорием Нарбутом, Федором Эрнстом, Иваном Ижакевичем, Николаем Самокишем, Степаном Яремич и многими другими архитекторами, скульпторами, живописцами, искусствоведами, широкой интеллигенцией национального горения.

С 1916 года из-за тяжелой болезни Н.К.Рериха вся семья уезжает в Финляндию. После трагических событий 1917 года Рерихи путешествуют по миру с выставками и творческими проектами, надеясь вернуться на Родину.

Находясь в Европе, Америке, Египте, Индии, Тибете, Монголии, Китае, Японии, Манчжурии, в Сибири, на Алтае, Рерихи везде исследовали историю, религию, народную культуру, археологию и находили подтверждение концепции единства культур.

Путешествуя по дальним странам, Рерих наблюдал трагедию разрушения культуры и видел в этом больше, чем просто разрушение произведения искусства. В основе руины земной ему виделась руина Космическая.

1 23