Семинар

Вторник,
16 мая 2017
Начало в 18:30

Тема:

Общественный Музей
имени Н.К.Рериха -
человечеству ориентир спасения

г.Киeв-34,
ул.Владимирская, 45-а

Киевский дом учёных

новый сайт

Хронология жизни и творчества С.Н.Рериха 123
Святослав Рерих.

Святослав Рерих.
(1911)

1904 23 (10) октября родился в Санкт-Петербурге.

Отец – академик, художник и ученый, мыслитель и международный общественный деятель, путешественник Николай Константинович Рерих.

Мать – выдающаяся женщина XX в., русский философ и писательница, создатель книг Учения Живой Этики Елена Ивановна Рерих (ур. Шапошникова).

Уже в раннем детстве получает первые уроки рисования и живописи.

Первыми художественными впечатлениями детства были картины отца и картины фламандских и нидерландских мастеров из коллекции родителей.

1905, 1908, лето проводит в д. Березки, недалеко от Бологого.

1906, лето проводит в Швейцарии.

1907, лето проводит в Финляндии.

1909, лето проводит в Бологом.

1910, лето поездка на курорт Гапсаль (Эстония).

1911, 1912, 1914, лето проводит под Смоленском в имении княгини М.К.Тенишевой Талашкине.

1913, лето проводит в Павловске под Санкт-Петербургом.

1913–1917 учится в частной гимназии К.И.Мая в Санкт-Петербурге; одновременно посещает специальные классы в Школе Общества Поощрения художеств; интересуется естественными науками: орнитологией, зоологией, минералогией; коллекционирует минералы, приготовляет чучела птиц и млекопитающих; изучает историю Древней Руси, русский фольклор, культуру разных народов; ездит с отцом в археологические экспедиции по древнерусским городам Севера; осуществляет постановки и готовит декорации для домашних спектаклей.

1915, 1916, лето поездка по Валдаю.

1916 создает первые портреты отца: два портрета углем и портрет на доске. Всего за свою жизнь Святослав Рерих написал около 30 портретов Н.К.Рериха. В издательстве «Свободное искусство» вышел в свет «Наш журнал. Вып 1. Наша Первая Книжка» с рисунком Светика Рериха «Лесок» (1911) и стихотворением «В деревне» (1914).

1916, декабрь вместе с родителями и братом уезжает на Рождество в г. Сердоболь (с 1918 – Сортавала).

1917, май вместе с родителями и братом переезжает в г. Сердоболь.

1917 продолжает гимназический курс, занимаясь у преподавателей местной гимназии.

Увлекается индийской философией и гипнозом. Много пишет с натуры.

Святослав Рерих. Фотография на паспорт

Святослав Рерих.
Фотография на паспорт.
(1918)

1918 в связи с закрытием границы между Россией и отделившейся от нее Финляндией семья Рерихов оказалась отрезанной от Родины.

1918, весна живет вместе с родителями и братом на о. Тулолансаари.

1918, осень вместе с родителями и братом переезжает в Выборг.

1918, ноябрь совершает поездку с отцом в Стокгольм, где открылась выставка картин Н.К.Рериха.

1919, март вместе с родителями и братом уезжает через Швецию (где при русском посольстве сдает экзамены за гимназический курс) и Норвегию в Англию, в Лондон, куда прибывает летом 1919 г.

1919–1920 начало занятий архитектурой. В Лондоне учится в подготовительной к университету школе и берет частные уроки, чтобы затем поступить на специальный курс архитектуры в Королевскую Академию искусств.

Помогает отцу в создании декораций и эскизов костюмов к постановкам опер Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка», «Садко», «Сказка о Царе Салтане» и А.П.Бородина «Князь Игорь» в «Covent Garden».

Постоянно занимается живописью и скульптурой.

Первые встречи с Рабиндранатом Тагором, его семьей и Сунити Кумаром Чаттерджи, ставшим со временем крупным индийским ученым в области языкознания.

1920 начало создания текстов Учения Живой Этики.

1920, 20 сентября вместе с родителями и братом отбывает в США, куда Н.К.Рерих был приглашен для проведения выставочного турне.

1920, 1 октября вместе с родителями и братом прибывает в США, в Нью-Йорк.

1921 в Нью-Йорке поступает на архитектурное отделение Колумбийского университета.

По заданию отца участвует в создании эскизов костюмов для постановок русских оперных спектаклей в Чикагском театре.

Изучает произведения старых западноевропейских мастеров и своих современников.

1921–1926 участвует в создании и работе Мастер-Института Объединенных Искусств в Нью-Йорке.

Работает в Объединении художников «Пылающее сердце» («Cor Ardens») в Чикаго, в Международном центре искусств «Венец мира» («Corona Mundi») в Нью-Йорке.

1922 в Бостоне создает в соавторстве с Джеймсом Холлом, впоследствии известным детским писателем, либретто, а также готовит эскизы декораций и костюмов для авангардного балета Александра Штейнерта на тему борьбы Света и Тьмы.

Экспериментирует в абстрактной скульптуре, занимается графикой, работает над эскизами костюмов для популярной в США балерины Руфи Пейдж, позднее ставшей прима-балериной Чикагской оперы.

Участвует в выставке зарубежного русского рисунка в США, представляет графические работы на сюжеты сказок.

 
 Святослав Николаевич Рерих. 
Дарджилинг

Святослав Николаевич Рерих. Дарджилинг.
(1923–1924)

1922–1923 перевод и учеба в Гарвардском университете в Кембридже на архитектурном факультете.

Одновременно посещает скульптурное отделение Массачусетсского технологического института в Кембридже. Много работает с натурой. Путешествует по Америке.

1923 становится директором основанного по инициативе Н.К.Рериха Международного центра искусств «Corona Mundi» в Нью-Йорке.

Пишет портреты Н.К.Рериха (углем на папке), г-на и г-жи Хорш, известной танцовщицы Альбертины Витак, танцора Честера Хэла и сестер Хэла.

Работает вместе с отцом над созданием костюмов и декораций для Чикагской оперы.

1923, весна участвует в выставке русских художников в США, получает Первую премию.

1923, 8 мая отъезд с родителями в Париж.

1923, май – сентябрь путешествует по Европе, посещает Париж, Виши, Лион, Рим, Флоренцию, Болонью, Женеву, осматривает музеи, изучает искусство.

1923, 6 октября перед отъездом в Индию в Париже Рерихи получили Камень, являющийся осколком метеорита из созвездия Орион.

1923, 17 ноября всей семьей Рерихи из Марселя на пароходе «Македония» отправляются в Индию.

1923, 2 декабря прибытие в Индию, в Бомбей.

1923, декабрь первое путешествие по Индии. Осматривает памятники истории и культуры на острове Элефанта; древние комплексы Аджанты и Эллоры; места, связанные с Буддой, Сарнатх и Гайю; Джайпур, Дели, Аргу, Фатехпур Сикри, Бенарес, Калькутту и др.; изучает древние философско-этические учения, посещает монастыри.

Направляется с родителями и братом к Гималаям в независимое в то время княжество Сикким.

Начало формирования коллекции произведений восточного искусства.

1924 начало Центрально-Азиатской экспедиции (1924–1928) под руководством Н.К.Рериха (участвует в первом этапе в Сиккиме).

Вместе с родителями и братом посещает старинные монастыри Сиккима: Ташидинг, Пемаянцзе, Санга Челлинг, Далинг, Роблинг.

Много рисует и пишет с натуры.

1924, 22 сентября вместе с Н.К.Рерихом выезжает из Индии в Марсель на пароходе «Македония»; посещает Париж.

1924, 24 октября вместе с Н.К.Рерихом на пароходе «Аквитания» прибывает в Нью-Йорк.

1925 первые персональные выставки в крупных и университетских городах США, на которых экспонировалось около ста произведений, в том числе портреты г-жи К.Кэмпбелл, сестер Пальмер, Л.Хорша, «Портрет ламы».

Создает декоративные полотна на восточные сюжеты.

На Международной выставке, посвященной 50-летию г. Филадельфии, получает высшую награду (премию и медаль) за восточную пятичастную композицию фресок.

1926–1928 посещает музеи в Европе, изучает искусство. Поездка на Корсику.

Пишет много картин и портретов.

Становится президентом Американского отделения Французского общества «Lusace» по изучению древней культуры славянского племени лужичи, которое когда-то населяло Германию (президентом Французского общества был этнограф Луи Марен).

1928, май встречает Центрально-Азиатскую экспедицию Н.К.Рериха в Сиккиме, присоединяется к семье, возвратившейся из экспедиции.

1928 становится вице-президентом Музея Николая Рериха в Нью-Йорке и других американских организаций, связанных с именем Н.К.Рериха.

Активно участвует в организации и продвижении Пакта Рериха как один из учредителей Пакта.

Активно участвует в работе Французского Государственного общества помощи приютским детям и Французского Государственного общества помощи ослепшим детям в Первой мировой войне. За эту работу позднее был представлен к высшей государственной награде Франции – ордену Почетного Легиона. Принять орден отказался, так как считал заслуги отца в общественной и культурной жизни Франции более достойными этой награды. Н.К.Рерих получил орден перед отъездом в экспедицию по Маньчжурии. Новому представлению С.Н.Рериха к ордену Почетного Легиона помешала Вторая мировая война.

 
Святослав Николаевич Рерих. Наггар

Святослав Николаевич Рерих. Наггар.
(1930-е)

Пишет два портрета Н.К.Рериха темперой.

1929, май – сентябрь поездка в Италию, Францию, Швейцарию.

1929 возвращается в США.

Избирается пожизненным членом Археологического института США.

В Нью-Йорке на трех этажах нового здания – 29-этажного небоскреба, куда переехал основанный в 1923 г. Музей Николая Рериха, разместилась большая выставка картин Н.К. и С.Н. Рерихов, посвященная 55-летию со дня рождения Н.К.Рериха.

1930 участвует в Международной художественной выставке в Венеции и получает Grand Prix за выставленный портрет Н.К.Рериха (1928).

1931 основывает в США Общество по изучению философии и религии.

1931, октябрь возвращается в Индию, постоянно живет в Наггаре, в Кулу.

Передает музею при Институте Гималайских исследований «Урусвати» свои коллекции произведений восточного искусства и коллекции бабочек.

1932, октябрь представляет на выставке портретов художников в Нью-Йорке другой портрет отца – «Николай Рерих» (1928) – и получает награду.

1932–1933 пишет много картин и портреты отца: маслом на доске (1932, 1933), портрет темперой (1933); портрет в полный рост темперой (1933); портрет в тибетском одеянии (1933).

1933 награждается учрежденным Музеем Николая Рериха в Нью-Йорке и его организациями орденом за культурную деятельность. Считает этот орден самой выдающейся наградой в своей жизни, так как диплом подписан Н.К.Рерихом.

 
Святослав Николаевич Рерих у своей картины «Карма Дордже». Наггар

Святослав Николаевич Рерих
у своей картины «Карма Дордже».
Наггар.
(1934)

1934–1935 принимает непосредственное участие в работе Института Гималайских исследований «Урусвати», основанного Рерихами в 1928 г. в Индии.

Руководит исследованиями по биологии растений, принимает непосредственное участие в этих исследованиях, изучает местную и тибетскую медицину.

Путешествует по Западному Тибету, Гималаям, изучает фольклор.

Пишет много картин, портрет тибетского ламы Карма Дордже и портреты Н.К.Рериха; два рисунка (1934); портрет маслом (1934).

Одновременно с экспедицией отца и брата в Маньчжурию по изучению засухоустойчивых трав организует подобную экспедицию в близлежащее тибетское нагорье.

Начинает исследования эфироносных растений в Гималаях и прилегающих к долине Кулу районах. Эта работа продолжалась много лет, ее кульминацией стало приобретение собственной плантации эфироносов на юге Индии, под Бангалором, в начале 1949 г.

Участвует в Государственной выставке объединенных провинций Индии в Лакхнау и представляет четыре большие картины.

1935, 15 апреля подписание в Вашингтоне Пакта Рериха.

1936–1937 собирает и исследует семена злаковых. Ведет переписку с академиком Н.И.Вавиловым, посылает ему семена.

 
Святослав Николаевич Рерих. Наггар

Святослав Николаевич Рерих. Наггар.
(1937)

1937 становится членом-учредителем Русского культурно-исторического музея в пригороде Праги Збраславе и Музея Н.К.Рериха в Риге.

Становится почетным членом корпорации «Flamma» (США). Ведет переписку с членом правления Латвийского общества Н.К.Рериха рижским врачом Г.Ф.Лукиным и посылает ему коллекции лекарственных препаратов, индийских и тибетских корней, семян, масел. Пишет портреты отца (Н.К.Рерих стоит и держит руку на Камне – портрет пропал в Траванкоре; Н.К.Рерих сидит за столом; Н.К.Рерих, сидящий с книгой за столом, в Муниципальном музее Аллахабада; «Портрет Н.К.Рериха», рисунок), три портрета матери, Е.И.Рерих, а также картины «Заклинатель змей», «Сага о Гесэр-хане» и др.

1938 участвует в Художественной выставке в Аллахабаде, проведение которой совпало с юбилейной датой истории Индийского Национального конгресса, и представляет четыре новые картины: «Осенние деревья», «Портрет Миры», «Лилии», «Галлардии».

Пишет четыре портрета отца (Н.К.Рерих, стоящий около статуи Гуга-Чохана; сидящий в черной пелерине; стоящий рядом с Камнем; сидящий у стола с мольбертом) и картины «Маленькая сестра», «Подвиг», «Куда идешь, брат мой?».

1939, июнь Люксембургская галерея (отделение Люксембургского музея в Париже) приобретает портрет Н.К.Рериха, сидящего в черной пелерине (1938).

1939 принимает участие в Художественной выставке в Майсуре, во дворце Джаган Мохан.

Накануне Второй мировой войны пишет части триптиха «Распятое человечество» и картины: «Огни усилий», «Гур из Кулу», «Весна в Кулу».

В связи с началом Второй мировой войны работа Института Гималайских исследований «Урусвати» приостановлена.

1940 февраль – март большая персональная выставка «Картины Индии» в отсутствие художника состоялась в США, в Филадельфийском союзе искусств, в Калифорнии.

В Индии, в городах Лахор, Тривандрум, Ахмедабад, Хайдарабад состоялись большие совместные выставки произведений Н.К. и С.Н. Рерихов.

1940–1941 пишет картину «Вестник» (1940) и портрет махараджи Траванкора (1941).

1941, январь состоялась персональная выставка в Чикаго.

1941, 1–17 мая состоялась персональная выставка в Нью-Йорке.

1941, июнь Юрий и Святослав Рерихи телеграфом передают советскому послу в Великобритании И.М.Майскому свои заявления о зачислении их добровольцами в Красную Армию.

1941–1944 работает и перечисляет средства в пользу Красного Креста СССР.

1941, ноябрь – 1942, февраль организует выставки с продажей картин отца и своих в городах Индии: в Индоре, Бароде, Ахмедабаде, Тривандруме, Хайдарабаде; принимает участие в радиопередачах по искусству.

Впервые встречается с Джавахарлалом Неру.

1942 неоднократно встречается с Дж. Неру в Бомбее и Аллахабаде и приглашает его посетить Н.К.Рериха в Кулу. Сопровождает Дж. Неру вместе с Индирой Ганди и секретарем Индийского Национального конгресса Мохаммадом Юнусом в поездке в Кулу.

Пишет портреты Дж. Неру и портреты отца: Н.К. Рерих, сидящий на веранде дома в Наггаре; сидящий за столом; этюд маслом, а также картину «Куда идет человечество», открывающую триптих «Распятое человечество».

1943, 23 февраля в День Красной Армии выступает по Всеиндийскому радио с приветствием советским воинам.

1943–1944 в Дели, Траванкоре, Бомбее состоялись выставки картин Н.К. и С.Н. Рерихов.

Пишет картины «Добрый самаритянин», «Отшельник», пейзаж «Наггар», «Священные слова».

1944 знакомство с Девикой Рани – внучатой племянницей Р.Тагора, известной киноактрисой, первой леди индийского экрана, руководителем киноконцерна «Bombay Talkies» со студией в Маладе.

Пишет портреты Н.К.Рериха: этюд маслом и рисунок.

Информация подготовлена по материалам: Международного Центра Рерихов Центр-Музей имени Н.К.Рериха